О сакральном смысле постов пусть лучше напишут истинно верующие и воцерковленные люди, у них это получится искренне и с точным пониманием символики каждой детали каждого дня (а каждый день Великого поста осмысленный и особенный).
О медицинском смысле постных дней — пусть рассуждают врачи. Хотя есть вещи очевидные, и каждый взрослый человек, изучивший все особенности своего организма, хорошо понимает, какой тип питания для него предпочтительней. Впрочем, общая идея периодического уменьшения потребления и воздержанности сейчас считается доказанной и является общепринятой.
Мне интереснее попробовать взглянуть на этот сложный вопрос с разных сторон, самой попытаться разобраться.
Как известно, Россия в плане постов — впереди планеты всей. Полгода в году — постная пища. Но строгость «поприща постов» компенсируется тем, что нет никакой статистики по постящимся, да и быть не может. Впрочем, подобной статистики я не встречала ни по одной европейской стране.
Сколько тысячелетий постам — никому не известно. Серьезным аскетом был Будда. Хотя стандартный турист в буддистских странах чаще и вскользь видит толстого и веселого основателя религии. Но если зайти в храмы, то там преобладают уже другие изображения. И все они имеют право на существование, ибо один образ «дарит благоденствие» в самом простом и понятном его смысле, а второй медитирует или учит.
Впрочем, здесь тоже лучше скажут специалисты-буддологи, важно, что тогда тоже была установлена своя система постов — Упосатха. Она, безусловно, отличается от более поздней христианской, но главный принцип — воздержание от земных радостей — остается.
Для европейца что-то более-менее понятное начинается с ветхозаветных времен. Уже в Библии можно встретить конкретные упоминания, и «хлеба не ел и воды не пил», и цифра в 40 дней повторяется («десятина, уделяемая Богу из года»).
Но библейские пищевые табу разошлись по миру неравномерно. Так, христиане не восприняли запрет «варить козленка в молоке его матери». Да и в целом пищевые запреты на конкретные продукты в христианстве не просматриваются — только временные, или монастырский режим питания (часто вообще без мяса на постоянной основе). У запретного в двух других религиях животного — свиньи — есть даже свой христианский покровитель, Василий Великий. И на Василия Великого, зимний праздник, обязательно выставляли на стол свиную голову или ноги («Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка»). А вот употребления конины Византия не одобряла, и в большинстве своем она со стола ушла. Но опять же это не было запретом, скорее, пожеланием.
Единственный неясный вопрос — с кровью. Указание на запрет вроде есть, однако же во многих христианских странах в праздники с удовольствием употребляют «черный пудинг», по-нашему — «кровяную колбасу», блюдо, ведущее свое начало еще из Древней Греции. Так же дискутируемым остается вопрос о морепродуктах.
Поэтому можно сказать, что многие древние народные традиции сохранились в питании христиан еще с дохристианских времен.
Да и в течение двух тысяч лет ситуация с христианскими постами немного менялась.
В принципе, с этой заметки можно начать долгий цикл по истории еды, и, как я однажды с легким изумлением для себя выяснила, тема эта отнюдь не занудливая, а одна из самых интересных. Она напрямую связана с историей, разнообразными культурами, религиями и верованиями, типами экономики. Исследователи умеют находить удивительные параллели в самых разных областях и делать не менее удивительные выводы.
Например, есть вещи очевидные, как массовая эмиграция ирландцев в США после трехлетнего неурожая. Наименее очевидны условные разделения цивилизаций по типу «виноград — зерно» (вот и спорят, что сложнее — делать вино или выращивать злаки, кто более умудрен и сноровистей), или такое же условное разделение цивилизаций на те, где пахали преимущественно на волах, и те, где на лошадях. А ведь речь только о Европе, казалось бы, изученной вдоль и поперек — и то находят новые неожиданные вопросы.
Раз тема — «про поесть», то одной историей не обойтись. Рецептик из голодной юности, с обязательной шуткой о том, как можно использовать рассол непьющим людям.
Сначала съедается горячая картофелина с хрустящим соленым огурцом. Затем стакан рассола (можно и из-под помидоров) соединяется со стаканом сахара, добавляется полстакана растительного масла и 3−4 стакана муки (и немножко соды). Тесто получается чуть жидкое, как густая сметана, его забираем ложкой — и на противень. Через 10−15 минут при 180- 200 градусах — готовое печенье. Сытное и вполне приемлемое на вкус.
И постное (если в тот день позволительно растительное масло), хотя студенты об этом думали тогда в последнюю очередь.
Если тема интересна, то продолжение следует…
Мне одной диалог Преснякова и Дмитриева кажется абсурдным? Или это я такая тупая?
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Галина Резапкина, = Третьей будете?= За бутылкой "прояснится на доске".
0 Ответить
Сергей Дмитриев, спасибо, но я опасаюсь за свой слабый рассудок
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вообще то главное в посте не еда, она одно из частей поклонения Богу, причем важно не что вы едите, а с какими чувствами и как вы себя ведете
2 Ответить
Владимир Иванович, да я, как и все просветленное человечество, в курсе. Но специально указала, что "в высоком штиле" писать здесь не могу, не моё, лукавить не люблю.
0 Ответить
Владимир Иванович Пресняков, ...рассказывайте сказки детЯм чукчей. Особенно "С чувством, с толком, с расстановкой" поглощают пищу отцы святые, что подтверждается их, как правило, сАлидной, весомой комплекцией. Ещё И. Репин хорошо их изобразил на пАТретах.
"При хорошем закусе да при чужом закупе так оченно много могу "принять на грудь" - ответил батюшка на вопрос о его возможностях.
0 Ответить
= Ай-я-яй, сколько образования и познаний истории на один бистекс != Сколько можно жевать мочалку из этих постов ? Проведём параллель с нашими братьЯми младшими. Ни собаки, ни свиньи и прочая мелюзга тысячи лет живут, не придерживаясь этих надуманных табу. Куры рассмеялись бы, узнав о причудах человеков. Всё и так происходит естественно и сезонно. В. Солоухин писал, что ему на Новый год не нужна свежая земляника. Дотошность и усердие таровитого автора заслуживают лучшего применения. "По всему, по этому" и оценка только 3!
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
1.помнится, что мы с Вами уже обсуждали мое право (или бесправие?) писать на подобные темы. А знаете, сколько "таровитых авторов" "жевали мочалку" из темы еды? Таровитее некуда. И великие философы, выражаясь Вашим языком, жевали мочалку, и знаменитые экономисты, и историков не перечесть. Даже пииты периодически не считали зазорным иногда "не искать лучшего применения".
2. знаете ли Вы, что животные тоже периодически постятся или голодают?
3. где Вы увидели здесь призыв следовать надуманным табу? Или писать о человеческих традициях и культуре конкретно для меня табу? ВЫ наложили?
Мне жаль, что Вы сумели прочитать этот (и, возможно, следующие) тексты таким образом. При том, что я помню, как в чьей-то другой статье "про еду" ВЫ отметились страстным панегириком кукурузе. ))
Ну не судьба.
3 Ответить
Галя Константинова, = Мне приятно, рад, что Вы у клавы, // Муза это ловко за язык Вас тянет"= , с Вами можно обсуждать любые "вопросики острые, жгучие" без риска быть обозванным нехорошими словами.
1. Вы имеете полное право писать на любые темы, а я имею такое же ЗАценивать и выдавать своё мнение о прочитанном. Только один Гоголь сколько наколбасил о галушках, летящих после купания в сметане в рот тощенькому пану.
2. Вот о постящихся животных поподробней. Каюсь, не наслышан.
3. О своих панегириках кукурузе запамятовал. А ?! Наверно, о молддавской мамалыге ?
ДЫк это сАПсем другое дело, это блюдо идёт вне конкурса!
...Здесь по воскресеньям на СиэНэН по каналу Хистори гонЮт обжираловку по разным странам и континентам с Антони Боурданом(?). Нельзя же так нарочито выпячивать этот "процесс", неужели не о чем поговорить, более возвышенном? Я уже вещал, как меня поразило одно племя людей в джунглях Амазонии. Они отвергают общие застолия и каждый отправляется в джунгли, чтобы наедине с собой поесть-попить. (а м/б и выпить?)
0 Ответить
Сергей Дмитриев, ну вот видите, какая дискриминация по линии мамалыги))
1. животные сами предпочитают поголодать в случаях
а) когда болеют
б) гм....во время расцвета чувств (гон, течка), им не до того.
2. Да, образ одинокого индейца, ушедшего в джунгли, крепко запал в Вашу душу. Но я Вам уже объясняла, что я не индеец.В самом лучшем случае - индианка. А наша, индианок, планида - кормить старых, малых и тех мужчин, которые не ушли в лес.
1 Ответить
Галя Константинова, ха-ха ! Дожны же быть исключения из "самых честных" и суровых правил ? Мамалыга и есть такое исключение и фигура речи.
Всю передачу наблюдать жующих просто приедается, но сам ведущий АБ должен бы поправиться от постоянных дегустаций шамовки, но он держится в формате нормы.
Но в мотивации индИйцев Амазонки есть в одиночестве есть какой-то резон. Вам и клава в руки при Вашем интересе хК кАлинарии расписать этот феномен во всех окрасах птичек Амазонии.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, ну и зачем же Вы смотрите передачи про жующих? Ненавижу, но смотрю, да еще всем по несколько раз расскажу, так? )
По поводу мотивации индейцев - в этом надо разбираться серьезно, и это не из области кулинарии, а из области культурологии и этнографии. Да и индейцы-то все разные, а Вы о каких говорите?
Да, еще вспомнила. Животные (домашние - собаки и даже коты) могут отказываться от еды и тогда, когда любимому хозяину (-ке) плохо...
0 Ответить
Галя Константинова, дЫк я и не смотрю, а только гляну и дёру. Разве культурология и этнография не Ваша епархия? Собаки-коты м/б и недоедают при недомогании хозяев, но это же не системно, как посты. Всё вертится перефраз классика: "Пустое дело, ну, а если тянет, // пиши про пост, но больше про кобыл."
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я ведь тоже могу много чего перефразировать. Вот Вам мой парафраз известной фразы: не будешь соблюдать свои посты, будешь соблюдать чужие.
При этом считаю неправильным навязывание любого образа жизни, хоть с какой стороны. Но незнание собственных традиций - однозначно плохо. И свято место пусто не бывает.
1 Ответить
Галя Константинова, про перефразы вспомнились эстрадные шутники Ш и Р:
"Пентагоновские волки в космос бросили иголки. // Мы ведь можем полететь и в иголки ниткь вдеть."
... Посмотрите другими глазами на фото в заставке статьи. Вместо естественной радости и оживления, аппетитного приёма пищи на людей напущена порча мистичной божественности "процесса". Это вам не "Портрет с Саскией" Рембранта.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
- шутников не помню.
-Личные мои картинки всегда подписаны.
-а посмотрите на голландские натюрморты 17 века. Изобилие, веселье - и на каждом втором - череп. И? ))
- Вы мне так и не ответили, "чьих" будет Ваш любимый индеец.
1 Ответить
Галя Константинова, 1. Так это ж Шуров и Рыкунин с мини-гармошкой!2. Принадлежность картинки не имеет значеня.3. Черепа не запомнились, но это хотя бы язычное.4. "чьих?" не понЯл. Все они наши, людские. В их причудах не больше, чем в ритуальных приёмах "винца с хлебцем".
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
- не помню мини-гармошку
- принадлежность имеет.
- трудно не запомнить черепа,они там на первом месте среди буйства плоти в виде еды
- Вы просили выяснить про индейца, я пояснила, что они все разные от слова совсем (куда более разные, чем "мы пскопские" и т.д.).
Сергей, давайте вечером, мне убегать.
1 Ответить
Галя Константинова, хОх Кей ! ... А мне по утрянке ехать на трассу. Мониторить чистоту обочин.
0 Ответить
Галя Константинова, = Свои посты на чужие менять, только время терять=
Хрен редьки не слаще. ...А ведь маячит Ищё и Часть 2. От первой-то "В голове такая каша, // как общий котёл пехотного полка".
0 Ответить
Сергей Дмитриев, вам пора на отчитку!
Оценка статьи: 5
3 Ответить
0 Ответить
Галина Резапкина,так кого отчитывать-то? Одного ВИПа я уже отчитал? Кто следующий?
0 Ответить
Сергей Дмитриев, вы следующий, бегом в храм, пока не поздно! С этим не шутят!
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Галина Резапкина, ищё чего? Разве что в Исакиевский, пока его не охрамили.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Восподи! Да откуда вы знаете, Вы же полный профан в животных! Любой чукча, даже ребенок, знает о собаках в 10000 раз больше вас! А туда же. Стыдно быть таким самонадеянным и других поучать, будучи таким неграмотным! Говорить о ВСЕХ собаках (разных по породе, по возрасту, воспитанию, месту проживания) глупо, Единственно о чем вы можете говорит )судя по вашим высказываниям) это о глупеньких и слабо образованных городских сучках, кобельках и ...
2 Ответить
Владимир Иванович Пресняков, = У-у, какой Вумный этот ВИП != З ним не тягайся. Оно конеШно, если он знает в 10 000 раз больше ребёнка чукчи о собаках, то имеет полное Римское право быть таким самонадеянным и других поучать.
При таком подавляющем превосходстве в познаниях рассказал бы, как соблюдают посты собаки разных пород,вкл.и особенно бродячие? ... и о бедных поросятах замолвил бы слово.
... А сколько верблюжьего высокомерия о чукчах, городских сучках и кобельках...
0 Ответить
Сергей Дмитриев, О бедных поросятах: А что лично вы могли сказать о посте 5 февраля 1939 года? Поросят дома больше 2 лет (по крайности пять) не держат. А вот в лесу, если вам встретится 40 летний кабан.. У него собственное мнение о постах
1 Ответить