• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

История постов: какая она? Часть 3. Католицизм и не только

В католицизме история с постами проще. Еще в эпоху позднего Средневековья верующие попросили папу о послаблении по молочным продуктам в пост. Кроме того, все, что плавает, признавалось «за рыб». Таким образом, «едомыми» и разрешенными в пост стали не только киты и тюлени, но и бобры.

Русский православный монастырь на горе Афон, Халкидики, Греция Фото: Depositphotos

Перейти ко второй части статьи

В процессе освоения Центральной и Южной Америки испанцы столкнулись с новым зверьком — капибарой. Этого самого крупного в мире грызуна индейцы ели, полюбился на вкус он и испанцам. Католическая церковь разрешила верующим потреблять мясо капибары и в пост (хоть и «свинка», но водоплавающая, значит, будет причислена к рыбе).

Все, что плавает, признавалось «за рыб»
Все, что плавает, признавалось «за рыб»
Фото: Depositphotos

Кроме того, в католицизме постепенно увеличивалось количество трапез в день — от одного до трех. Статистики по соблюдающим пост в Римско-католической церкви нет, принято считать, что более-менее посты стараются соблюдать верующие в странах Латинской Америки, Польше и Литве.

Что касается протестантизма, то протестанты на то и протестанты, что реформировали церковь во многих отношениях, что привело к серьезным потрясениям в Европе. Нет и официальных обязательных постов, и регламентации питания, разделения пищи на постную и скоромную.


Лютеранские посты «мясоедны» (хотя сам Лютер кода-то призывал не есть хотя бы свиней, гусей, мясо лани и оленей), в англиканской церкви посты признаются, но в пищевом отношении свободны, без запретов.

История постов: какая она? Часть 3. Католицизм и не только
Фото: Depositphotos

При этом религиозные праздники у протестантов остаются большими праздниками со всеми праздничными блюдами, принятыми испокон веков в каждом конкретном регионе.

Зато в других течениях протестантизма можно увидеть серьезные запреты. У адвентистов запрещена не только свинина, но и чай, кофе, алкоголь. Это распространяется не только на время постов, и большая часть адвентистов являются вегетарианцами или лактовегетарианцами (когда разрешена растительная и молочная пища).

Существуют и прочие протестантские течения — меннониты, замечательные американские амиши, которые не пользуются даже электричеством, а их кухня сохраняет рецепты многовековой давности, иеговисты, мормоны и другие. Везде свои традиции, но в этих течениях как раз наблюдается ужесточение пищевых запретов.

Православных церквей тоже несколько. Нельзя забывать и о староверах. Плюс секты, многие из которых существуют давно, еще со времен Раскола (например, течение постников у христоверов). Понятно, что здесь тоже существуют сильная пищевая регламентация с тенденцией к ужесточению запретов.

Сама же православная церковь старается придерживаться древних традиций.

Информация от знакомого, который реально подолгу жил в афонском монастыре, дала мне полную картину того, как живут и питаются святогорцы.


В любое время года у них три постных дня в неделю (к «средопятничанию» прибавляется понедельник). В постные дни пища принимается один раз в день — хлеб, вода и оливки.

Хлеб и оливки - постная еда греков
Хлеб и оливки — постная еда греков
Фото: Depositphotos

Во все остальные непостные дни стол разнообразный, причем в каждом монастыре придерживаются национальных самобытных традиций: кухня греческих монастырей близка кухне Средиземноморья, в болгарском Зографе — болгарская, в сербском Хиландаре — сербская, в русском Пантелеимоновом монастыре — классическая русская кухня.

Все продукты монахи производят сами, за исключением сыра, который привозят «из Греции». На столе всегда винный уксус, морская соль, оливковое масло (в дни, когда оно разрешено), вода, вино (когда разрешено). Если разрешена рыба или морепродукты, то к ним полагается половинка лимона, на десерт — фрукты.

Утренняя трапеза является продолжением богослужения — и это тоже продолжение древней византийской традиции.

У православных мирян в России (а также на территории современных Беларуси и Украины) в связи с длительностью религиозной традиции сформировался довольно богатый и разнообразный постный стол, тоже с учетом региональных особенностей.

Но, к огромному сожалению, многие блюда забыты. Как, например, забыт горох, известный еще со времен царя Гороха, но не сильно востребованный в XX и XXI веках. Сыр гороховый, пироги с горохом, гороховая лапша, кисель, горох-зобанец, печенье гороховина — что это такое, прочитать еще можно, а вот попробовать — проблематично. Так же благополучно исчезли многие из масел — конопляное, маковое и другие. Незаслуженно забыта репа, мало и однообразно употребляют редьку. Тем не менее сохраненные традиции постного стола позволяют говорить о большом разнообразии и народной смекалке.

Гороховая каша - отличное блюдо для поста
Гороховая каша — отличное блюдо для поста
Фото: Depositphotos

Соблюдая уже свою собственную традицию, делюсь незатейливым домашним постным рецептом.

Через мясорубку пропускается две свеклы, одна морковка, 6 луковиц, можно одну картофелину и кусочек хлеба на дорожку. Желающие могут провернуть селедку или скумбрию. Все это тушится около 40 минут в большом количестве растительного масла, причем лучше далеко не удаляться, нужно иногда помешивать.

Получается замечательная овощная (или рыбно-овощная) икра. Для постящихся и тех, кто любит (и кому можно) свеклу — прекрасная закуска.

Статья опубликована в выпуске 22.03.2017
Обновлено 16.03.2024

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 22 марта 2017 в 04:51 отредактирован 22 марта 2017 в 04:51 Сообщить модератору

    Ой, ты, боже мой ! Сколько же вариантов заблуждений на имени одного Христа?! В этом симфоническом оркестре концессий и верований есть какая-то загадка. Даже у адептов К. Маркса меньше разночтений.
    В статье, при всём изобилии инфы," не раскрыта тема" постов у симпатичных мне духоборов. Я бы всех верующих в Христа перевёл в номинацию духоборов за их скромные ритуалы без помпезных храмов и риз.
    ...Наверно, может быть и эпилог темы о постах? Можно предположить, что многие т.н. "нововерующие" прониклись важностью соблюдения постов и будет экономия в семейных бюджетах.

    • у адептов К. Маркса разночтений не меньше.

      У симпатичных Вам духоборов тоже мощная регламентация всех сфер жизни.

      "Нововерующие" и без меня проникнутся. Эпилога не будет. За интерес - спасибо!

      • Галя Константинова, ===...И меньше и не такие воинствующие, как промеж католиками и православными. ===У духоборов хоть помпезности меньше. Все верят скромно так...
        === Не умаляйте своих заслуг в осведомлении новобранцев веры. Триптих получился насыщенным постными рецептами блюд. === Написали бы историю моделей крестов? АТО они такие разные и что символизируют эти "опции", непонятно. Кто, где их носит?

        • Сергей Дмитриев,
          - да не меньше и еще как воинствующие. ) Немного в теме, поэтому и поспорю.

          - Ничего против духоборов не имею, естественно, только вот в РФ их не осталось - Закавказье да Канада.
          Скромность и отсутствие помпезности - это прекрасно, здесь и спорить не о чем.
          С другой стороны пресловутая "помпезность" - это и возможность и (извините за высокопарность) творить красоту. Искусство, музыка - они ведь очень долго напрямую были связаны с церковью (любой). То есть их также можно рассматривать как элемент "помпезности". А культура вообще от слова "культ", нравится это кому-то или нет.

          Так что и то,и другое интересно, и пусть сосуществует. В ситуации единообразия жить тошно.

          О "моделях" крестов написано несколько умных книг - уж лучше их почитать, чем меня спрашивать. Возможно, Вы не поняли: меня многое интересует с культурологической точки зрения. Я не являюсь истово верующей. Неистово - тоже не являюсь. Я просто удивляюсь важности и актуальности религиозных вопросов и по сей день. И видно, что это будет только возрастать. Возможно, это вовсе не противоречит ни цифровому веку, ни "мы летали в космос". Для человека в отдельности остается вопрос "зачем?", на который никакая наука не ответит. Для религиозных групп и сообществ остается вопрос самоидентификации и по этому признаку. И т.д.

          • Галя Константинова, один ответ смылся. Повторяю тезисно. "Зачем?" - вопрос из разряда "Зачем, зачем, я не знаю, // нужны так рельсы трамваю?"
            Истово и неистово верующая " в одном флаконе" представляется странной фигурой. Польза религии для искусства напоминает пользу картины, которая закрывет рванину на обоях. Уж лучше считать искусство побочным продуктом, "отходами производства", т.с.
            Умные книги читать долго, меня хорошо просвещает А. Норкин по многим вопросам. Я люблю компактность.
            "Никакая наука не ответит", а вот религия - но проблем. Пока так...

            • Сергей Дмитриев, Истовый-неистовый - мне помнилось, что у Вас было чувство юмора. Не могу же я непрерывно ставить смйлики.

              Предмет Вашего культа (марксизм) - несмотря на то, что Маркс несомненно был гениальным человеком, устарел тысячекратно быстрее, чем христианство (и прочие религии) именно потому, что имел дело с нижней частью пирамиды Маслоу. Упор на материальные потребности не является для человека достаточным - что радует. Все прочие развилки марксизма (от троцкизма до фрейдомарксизма) так же ничего миру здесь не дали.

              Даже большевики, сгоряча "сбросив культуру с корабля современности) быстренько опомнились и вернули все (почти) взад. . Как Франкфуртская школа ни старалась, критикуя "буржуазную культуру", новой культуры не придумала. Додекафония не в счет. Даже моему любимому Адорно не удалось.

              • Галя Константинова, о смайликах были смутные догадки. Я заметил, случись какая несварёнка в экономике, типа "кризиса-08" матёрые Експерты начинают сдувать пыль с томов "премудрости скучных строк" КМ, чтоб свериться, насколько совпадают реалии с теорией.
                Большевики органично продолжили вЭлЫкую русскую культуру, создав феномен "Советской культуры", которую покурочили выспренние её критиканы и теперь табунами сидятЬ у разбитыъх корыт.

                • Сергей Дмитриев,
                  Вклада Маркса в экономическую теорию никто никогда не отрицал, потому Ыкспэрды по кризисам и сверяются. Да и самый раскрученный экономист.. Однако же его теория во многих случаях уже не работает, да и о кризисах он писал совсем о других. Да и в других вопросах от марксисткой теории мало что осталось. Ну какой пролетариат в классическом смысле слова в западных развитых странах? Вот для ЛА, Африки, многих стран Азии работает, да.

                  Что касается советской культуры - была. Но слишком тонким слоем, и существовала часто не благодаря, а вопреки.

                  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 марта 2017 в 00:54 отредактирован 24 марта 2017 в 00:56 Сообщить модератору

                    Галя Константинова, ещё как лихо отрицали и отрицают. ИМХО, главный тезис его теории в том, что экономика, жизнь общества требуют научного подхода во всех ипостасях , а не вестись на поводу дремучих инстинктов, полагаясь, как в РФ, дескать, рынок всё решит и расставит по полкам. Уже четверть века происходит что-то непонятное в РФ-экономике: всё прогнозы, мечтания, гадания на бочке нефти.
                    Давненько я был кандидатом на должность начальника группы промдизайна и по случаю просматривал толстую книгу "Эстетика и этика по Марксу" (название условно). Я удивлялся, что и такие воросы были предметом исследования.
                    Именно "благодаря" высоким идеалам слой советской культуры был достаточно толстым. Подтверждением этому - мастера культуры, котороые и доныне служат недосягаемым эталоном для смутного времени.

                    • Сергей Дмитриев, нет, главный тезис учения Маркса - вовсе не внедрение экономики в жизнь, а в примате материального над духовным. .И то, что творится в России и на постсоветском пространстве - результат деятельности людей, впитавшими этот догмат с молоком матери )и с припрятанными партбилетами).

                      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 марта 2017 в 21:30 отредактирован 24 марта 2017 в 21:31 Сообщить модератору

                        Галя Константинова,к-к-а-а-тегорично НЕ согласен !
                        Не примат материального, а источник духовности, согласно слогану бытиё определяет сознание. Не может быть духа без материи.
                        А заморочки на пстсвтском прстрнстве - резулт отхда от свтских "догматов" коллектитвности, взаимопомщи, социальной щадящей атмосферы. Вы только вглядитесь в лица в зрительном зале на встречах с Д.Лихачёвым и в современной случайной толпе. Я уже трындел, каки мне понравилась атмосфера на китайском ТВ на встрече с тамошним русским вундаркиндом Гордеем. Если не влолм, поищите ту прдчу и порадуйтесь.

                        • Сергей Дмитриев, не знаю, может ли быть дух без материи, но материя без духа существовала и существует. Часто разрастается, пожирая все живое вокруг.

                          Я не знаю, почему Вы меня решили поагитировать "за советскую власть". Ясно же, что у нас с Вами разные взгляды, и убеждать друг друга - пустая трата времени. Единственное, в чем иногда можем сходиться - это в одинаковом неприятии ряда моментов. Я очень резко реагирую, когда оскорбляют людей (простых, обычных людей): "не тот народ","быдло", "совки", и т.д. Вот народ при мне трогать не стоит - отвечу. Все остальные идеологические благоглупости мне глубоко безразличны. Если, конечно, кто-то не приходит поучить меня уму-разуму (это не Вам)... А Вам вообще-то следует иногда заходить на другие сайты и блоги, где Вы найдете десятки тысяч единомышленников (Названий, ссылок не даю, есть ощущение, что Вы все знаете и так)..