О связи между питанием и здоровьем писали еще античные врачи и философы. Наверное, одну из первых диет предложил Пифагор, избавлявшийся от повышенного газообразования исключением мяса и бобовых. Впрочем, пифагореизм как философское течение вообще предполагал вегетарианство — но уже не для оздоровления, а по религиозно-этическим причинам.
А вот Гиппократ рекомендовал уже лечебное голодание: например, заболев, провести несколько дней на воде. Он же подходил к питанию рационально, предлагая варьировать его в зависимости от возраста, сезона, образа жизни.
Знала античность и «спортивное питание». Хотя единства мнений не было и тогда. Греческие спортсмены практиковали и диету на финиках, и хлебно-винно-мясную (по уверениям, до 7 кг каждого продукта в сутки!) диету. Возможно ли это? Может, это и преувеличение, но современный 23-кратный олимпийский чемпион М. Фелпс вроде бы питается на 10 000 ккал/сутки, с акцентом на углеводы и белки.
Что ж, на клеточном уровне хлеб и мясо — то же самое. А учитывая, что в пище большинства греков преобладали злаки, оливки, овощи и фрукты — такое спортивное питание наверняка давало эффект.
А вот «диета» спартанцев — скорее, «воинская». Известен рецепт т.н. меланас, «черной похлёбки»: мясо, бычья кровь, уксус, соль, чечевица. Также основой питания были ячмень, мясо, сыр, инжир. Питались в Спарте сообща, так что контролировались и рацион, и количество еды: чтобы есть без излишеств, но достаточно.
«Спортивным питанием» Рима можно назвать диету гладиаторов. В отличие от греческих спортсменов, на еде гладиаторов экономили. Ее основа — бобы и ячмень, заодно помогавшие набирать массу. Отнюдь не мышечную… Даже с учетом активного образа жизни и больших нагрузок.
Это подтверждается современными данными: первый фактор контроля жировой массы — питание, и лишь затем — физические нагрузки.
В Риме — может быть, впервые — появляются проблемы, связанные с избыточностью питания и следовательно — с ожирением. И римские врачи рекомендуют ограничения — например, питание раз в день и вообще умеренность.
Кстати, в то время диетика означала скорее «образ жизни», включавший и правильное питание.
О лечении питанием говорят такие римские врачи, как Асклепиад и Гален. Некоторые их взгляды станут основой представлений о здоровой пище в Средневековье.
Но вначале, за падением Рима, следуют т.н. «темные века». Возможно, в это время и существовали представления о здоровом питании, но нам они не известны.
Первая же средневековая диета относится к XI веку. Вильгельм Завоеватель боролся с лишним весом, заменяя еду выпивкой.
И… это исключение. Хотя основой средневекового и античного питания были углеводы — злаки и корнеплоды,
Тем не менее представления о здоровом питании были, причем обоснованные соответственно тогдашним научным представлениям.
Во-первых, продукты градуировались по шкалам горячее-холодное и сухое-влажное.
«Здоровая» еда соответствует телесным жидкостям — умеренно теплая и влажная: молоко, яичные желтки (белки — «холодные/влажные»), масла, сыры, птица. А к примеру, вино и уксус — теплые и сухие… В идеале, компоненты с разными свойствами должны гармонично сочетаться.
Во-вторых, считалось, что есть нужно поэтапно, от «легких» блюд к «тяжелым»: начав с «открывающего желудок» «теплого и сухого» аперитива (кондитерка, пряности), перейти к фруктам, овощам, птице, свинине (по мере «утяжеления» продуктов!). И завершаем все это, «закрывая желудок» десертами/сладкими винами. Плюс средневековая кухня включала много специй и кисло-сладких соусов.
Реальное питание «средних» слоев населения включало довольно много хлеба, бобовых и приличное количество алкоголя. В т.ч. пива, вероятно, бывшего и еще одним источником углеводов. А вот доля белковой пищи очень варьировалась по временам и регионам от малого дополнения к углеводам до весьма приличного количества, а возможно, и преобладания в рационе.
В целом средневековые взгляды на здоровое питание сохраняются в период Ренессанса, хотя питание существенно меняется. Численность населения растет быстрее производительности хозяйства. Питание нижних слоев населения ухудшается: злаков становится больше, мяса меньше. С другой стороны, ослабевает религиозный запрет на чревоугодие, и люди начинают уделять больше внимания вкусу пищи. Если же на первое место выходит вкус — значение пользы снижается.
С третьей стороны, в XV веке возникает протестантизм с его стремлением к умеренности,
В широкое употребление входят овощи, до того бывшие пищей простонародья. Но именно в эпоху Ренессанса в Европу «приходит» достаточно дешевый сахар, дающий толчок к развитию кондитерского искусства. И этот «сладкий яд» мы в буквальном смысле расхлебываем по сей день.
Тогда же возникают тенденции к распространению ожирения, но пока полнота считается признаком благополучия.
Настоящие диеты появляются в середине XVII века. Диетология, наконец, начинает опираться не на спекулятивно-философские концепции, а на рациональное знание. Так, один из основоположников клинической медицины Т. Сиденхэм лечил диетой подагру.
В XVIII веке диетология ставится на научную основу. Джеймс Линд впервые экспериментально проверяет действенность различных средств в лечении цинги, подтверждая метод, предложенный еще в XVII столетии: употребление цитрусовых.
Пусть это не вполне диета, но Линд проводит первый полноценный эксперимент с участием несколько групп испытуемых. Взяв 12 больных цингой и разделив их на 6 групп, он пытается лечить их раствором серной кислоты, уксусом, сидром, морской водой, ячменной водой и цитрусами. Так проверялась гипотеза, что цинга излечивается кислой пищей. Гипотеза не подтвердилась, но Линд нашел лекарство…
Лет 50 назад один поэт написал "...Опять он здесь. Я завтра явится Такие зрители - беда. Вам все на выставке не нравится Зачем Вы Ходите...