Основа желе — белок коллаген. В Европе желе знают уже около 500 лет. Кто именно его изобрел — скрыто во тьме веков. Из исторических источников мы знаем, что и Наполеон обожал полакомиться желе вместе со своей Жозефиной. Желатин тогда делали из воздушных пузырей осетров. Он имел вид клея молочного цвета — и желе тогда были в основном рыбные.
История изобретения желе началась, когда в 1845 году американец изобрел сухой желатин. Это был инженер Питер Купер, он запатентовал технологию производства сухого порошка желатина из животных шкур, костей и соединительных тканей. Беда в том, что изобретатель не придумал, что из этого вещества можно делать. Ведь он полагал, что придумал новый продукт, который человек может потреблять — «если добавить в него горячую воду для растворения». А тогдашним потребителям вполне хватало тех продуктов, что у них были, никому не хотелось покупать что-то новое и непонятное.
Только через 50 лет, в 1895 году, дело сдвинулось с мертвой точки, когда американец Перл Б. Уэйт придумал делать фруктовый желатин, добавив в желатин фруктовые красители и ароматизаторы.
Мистер Перл Б. Уэйт был шарлатаном — он производил «патентованные лекарства» в городке Ле Рой в штате Нью-Йорк. Особенно хорошо у него шли сиропы от кашля, а посему — в ароматизаторах и красителях он знал толк, иначе его сиропы от кашля никто бы и не покупал.
Уже в это время пищевой желатин практически обрел свой теперешний вид, но… Покупатель на новый продукт опять не клюнул.
Мистер Уэйт продал свой патент мистеру Вудворту за 450 долларов (не забудем — речь шла о конце XIX века, цена доллара была совсем другой). Вудворт кинулся в бой! Продажи остались на нуле. Тогда Вудворт организовал хорошую визуальную рекламу продукта, в которой было много фотографий знаменитых тогда актрис с бокалами желейного десерта, оформление рекламы делали знаменитые художники — и в 1902 году он уже продавал желатина на $ 250.000 в год!
Товар назвали «Джелл-О»! И под этим названием желатин продается в Америке и по сию пору. «Джелл-О» рекламировали и по радио, и в шоу. Торговля шла все лучше и лучше.
Но настоящий, потрясающий успех пришел к желатину в 1950-е годы. Красителей и ароматизаторов было все больше и больше, виды фруктового желе появлялись все новые и новые. Да еще не забудем, что и заливная рыба или мясное желе — тоже могло быть организовано и вкусным, и красивым на вид!
В книге рецептов от Вудворта было больше 2200 рецептов. Тут вам и рыбное желе со взвешенной в толще студня рыбой, и заливное мясо, и желатиновые пироги. В 1968 году было продано 718.000.000 пакетиков «Джелл-О»!
Правда, с тех пор продажи уменьшились. В 1985 году их продали «всего» 305 млн. пакетов.
Но зато вишневое желе вошло в число традиционных американских блюд на Рождество и на День Благодарения. А это — гарантированный многомиллионный рынок. «Джелл-О» вошло в круг блюд традиционной американской еды, значит, миллионы и миллионы упаковок «Джелл-О», производимых ежемесячно, имеют спрос на рынке США.
Как изготовляется пищевой желатин? Технология с XIX века, полагаю, изменилась очень сильно, но делают желатин по-прежнему из костей, сухожилий, обрезков шкур животных и пр. Все это обезжиривается, кости дробятся, затем их деминерализуют с помощью кислоты, а затем происходит вываривание коллагена.
Процесс производства длится около 60 суток. По окончании процесса из кучи костей и различных обрезков шкур и прочих отходов колбасных и прочих производств получают чистый порошок желатина.
А уж далее его можно применять: хоть делая фруктовые желе, хоть изготавливая заливную рыбу, висящую в толще застывшего желе, хоть заливное мясо — и красиво, и вкусно.
Для изготовления желе также используется агар-агар. Его производят из красных океанских водорослей. Агар-агар, в отличие от желатина — чисто вегетарианский продукт. Желе из него получается намного более прочное. Его часто используют для производства мармелада — очень рекомендую многоцветный мармелад.
История употребления желатина была бы неполной без упоминания о том, что продукту в 1992 году была присвоена Шнобелевская Премия (Ignobel). Причем премия в области химии!
В 1992 году американская фирма-изготовитель продукта «Джелл-О», пищевого желатина и продуктов из него — «Крафт Дженерал Фудс» — захотела потрясти потребителя и придумать новый продукт, который станет причиной суматохи на рынке. Ну, а где суматоха, там и рост продаж.
Они сделали желе голубого цвета. С таким расчетом, что это вызовет отвращение у взрослых, что, может быть, будет притягательным для детей — хотели увеличить продажи товара за счет этого скандала.
У них все получилось: продажи скандально голубого желе резко увеличили оборот фирмы. А заодно труды разработчиков фирмы были оценены Шнобелевским комитетом, который присудил шнобелевку Иветт Басса — технологу фирмы, создавшему этот ужас под названием «голубая ягода».
Фирма великолепно раскрутила эту новую рекламную возможность. Прибыв на вручение премии, Иветт Басса сказала краткую речь, в которой она крайне скромно связала свою работу с трудами трех химиков, лауреатов Нобелевской премии — Эмилем Фишером (Нобель по химии 1902), Ричардом Жигмонды (Нобель по химии 1925) и Лайнусом Полингом (Нобель по химии 1954). После произнесения речи лауреатша и ее команда произвели раздачу скандально прославленного голубого желе.
Как говорится, все на продажу! Все во имя продажи продукта!
Реклама нового продукта иногда бывает чуть ли не важнее самого изобретения.
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!