Светлана Усанкова Мастер

МТС, Мегафон, Билайн: почему «большая тройка» поднимает цены на разговоры?

Впервые за десять лет в России начали дорожать услуги сотовых операторов. Пока еще в сдержанном ритме, в ограниченном круге тарифов, но достаточно целеустремленно для того, чтобы тенденция не осталась незамеченной. Ведь после того, как цены на разговоры по мобильному опустились до всех этих «легких» и «живых» нулей, никто не ожидал, что они могут податься в обратную сторону.

Операторы «большой тройки» — МТС, «Мегафон» и «Билайн» («Вымпелком») последние годы буквально наперегонки запускали новые недорогие тарифные планы. Рассчитывали на увеличение спроса, стремясь отвоевать большую часть рынка. Но абонентская база прирастает рублем, а стратегические интересы вышеназванных компаний завязаны на долларе. Вот в «большой тройке» и решились, по всей вероятности, на смену приоритетов. Ну, а прикрытие стандартное — глобальный экономический кризис.

Еще в феврале «Мегафон» и «Вымпелком» подняли цены на международный роуминг (на 20−25%), а МТС примерно в том же диапазоне — на бизнес-направление. Финансовые эксперты сразу сориентировались: вскоре очередь дойдет до остальных тарифов, в том числе и внутренних, и в целом к концу года минута мобильного общения может подорожать на 40%. Почему? Не исключено, что операторам придется связать ценовую политику в прямой пропорции с курсом валют. Даже если курс доллара не превысит 37,8 рубля за доллар, то и в этом случае аналитики предсказывают операторам значительные убытки, спастись от которых можно лишь непопулярным мерами в виде повышения цен.

Основной доход операторов сотовой связи в России формируется на основе так называемой рублевой выручки. Ее размер зависит от размера абонентской базы и от активности каждого отдельного абонента. А еще существует валютная выручка, выраженная в долларах и евро. При прогрессирующей девальвации рубля ее объемы неминуемо сокращаются. Между тем, все расчеты с долгами и поставщиками оборудования компании сотовой связи производят в иностранной валюте, а не в отечественной. По той же причине дорожают тарифы от «большой тройки» в странах СНГ — национальные валюты также заметно сдали позиции по отношению к паре доллар-евро.

Информационный портал «ПРАЙМ-ТАСС» сообщил еще об одном «деликатном» поводе неизбежного повышения цен, актуальном в первую очередь для «Вымпелкома» и «Мобильных ТелеСистем». Значительная часть акций этих компаний принадлежит иностранным акционерам и торгуется на зарубежных биржах. Для заморских инвесторов сотовые операторы регулярно готовят отчеты по американским стандартам бухгалтерского учета. Естественно, в долларовом выражении.

Представьте себе, как будет выглядеть такой отчет, если абонентская база в течение отчетного периода увеличится лишь на 10%, а курс доллара по отношению к рублю — на 40%… Иностранные акционеры приступа умиления явно не испытают. Лучше уж с их чувствами не играть, а подкрепить валютную выручку за счет отечественного потребителя.

У «Мегафона» подобных проблем пока нет — он не выставлял своих акций на зарубежных биржах. Но, тем не менее, эта компания тоже уже начала повышать в некоторых тарифных планах стоимость минуты исходящего звонка на номера других операторов.

Насчет того, как на цепочку повышений отреагируют потребители, мнения экспертов расходятся. В инвесткомпании «Тройка Диалог» считают, что мобильная телефония превратилась в неотъемлемую часть жизни для большинства российских граждан, и «повышение тарифов не приведет к драматическому снижению спроса». А у аналитиков «Велес Капитала» прямо противоположная точка зрения: «в условиях снижения доходов населения сотовая связь превратится в нишевую услугу, доступную очень ограниченному количеству людей».

И все же не будем поддаваться пессимизму: в конце концов, у нас с вами остается прекрасный повод помедитировать на тему «слово — серебро, молчание — золото».

Обновлено 18.03.2009
Статья размещена на сайте 15.03.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не думаю что люди начнут экономить на сотовой связи. Хотя тот факт что иностранный капитал (у нас кстати kcell - швейцарский, а еще норвежский билайн) так сильно влияет на цены, не радует.

    • Алишер Ахметов, как Вам сказать, "экономить" - понятие относительное. Понятно, что напрочь отказываться от мобильной связи никто не станет. Но я сужу о том, что происходит со мной и вокруг меня. Заметила, что муж, к примеру, стал трещать по телефону меньше раза так в полтора. Интернет у меня мобильный (Билайн), теперь выхожу только ночью, потому как днем деньги слетают со счета в две минуты... Я думаю, что список будет чем продолжить. Вот хотя бы до лета доживем и будем делать выводы.

  • Хороший аналитический материал. Спасибо.

    Оценка статьи: 5