Товары такого типа называются Si El (от выражения Simple Element). Это усовершенствование особого рода, которое имеет следующие особенности:
1) проблема, которую оно решило, существовала давно, но долгое время оставалась незамеченной;
2) технические возможности для реализации этого усовершенствования тоже существовали давно;
3) это усовершенствование было реализовано путем добавления к уже существующему товару некоторого относительно дешевого и простого элемента;
4) этот простой элемент имел другое (по сравнению с исходным товаром) функциональное назначение;
5) конструкция исходного товара изменилась незначительно;
6) способ использования товара изменился существенно, став явно более простым и удобным;
7) товары Si El становятся не просто успешными, они захватывают возможный рынок на очень долгое время.
До сих пор самым известным способом усовершенствования тех или иных изделий было принято считать ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. Поэтому интересно сопоставить, что же лучше — Si El или ТРИЗ?
Если сравнить список из 20 самых успешных товаров последних 10−20 лет со списком 20 новинок, которые были удостоены золотых медалей на выставках изобретений тоже за последние 10−20 лет, то можно заметить следующее.
Вспомнить товары, удостоенные золотых медалей, оказалось сложнее, чем просто успешные товары. Кстати, это повод задуматься. В самом деле, если какая-то разработка изначально была настолько хороша, что очень компетентные люди наградили ее золотой медалью, то почему большинство обычных людей о ней до сих пор ничего не знает?
Давайте сравним эти два списка: какие из перечисленных в них товаров были созданы путем добавления к обычному, давно известному изделию какого-то простого элемента (то есть по методу Si El), а какие были созданы с использованием ТРИЗ.
Я сравнил и обнаружил, что многие товары из второго списка так и не стали по-настоящему успешными, а некоторые из них рынок вообще так и не принял. Например, еще в советские времена на выставке изобретений в Болгарии золотой медали была удостоена разработка, позволяющая троллейбусам обгонять друг друга во время движения. Спору нет, действительно красивое решение. Но… потребитель его почему-то не освоил. Соответственно, никакой прибыли оно своим создателям не принесло.
Критерии ТРИЗ и Si El прямо противоположны.
Давайте разберем это на примере обычного чайника для кипячения воды.
Высший пилотаж в ТРИЗ — это красивое изобретение, когда «кипяток есть, а чайника — нет». Высший пилотаж в Si El — это с минимальными затратами получить продукт, который на очень долгий срок захватит очень большой рынок. И при этом абсолютно не важно, насколько «красиво» продукт выглядит, какого «уровня» изобретение
Si El — это чаще всего до примитивности простые решения. С точки зрения ТРИЗ, это «неизобретательские» варианты или «простые» изобретения первого или второго уровня (всего уровней пять). ТРИЗовцам непрестижно заниматься такими «мелочами».
С точки зрения Si El, простота новинки вовсе не является ее недостатком. Тут не считается, что простой товар создать легче. Все знают, что труднее всего увидеть то, что лежит у всех перед глазами. И тот факт, что очень многие новинки Si El были созданы с «опозданием» в десятки, а то и сотни лет, — лучшее тому подтверждение.
К примеру, чайник для кипячения воды известен уже тысячи лет. Но только в 1921 году Джозефу Блоку (который к этому времени уже вышел на пенсию) пришла в голову мысль снабдить чайник свистком. Напомним, что свисток тоже известен с незапамятных времен.
Рыночный успех чудо-чайников был ошеломляющим: первая партия была распродана не просто за один день. Она была распродана до обеда. Пенсионер Джозеф Блок вернулся в бизнес и продавал 35 000 свистящих нагревателей воды ежемесячно.
И сейчас, спустя почти сто лет, чайники со свистком пользуются хорошим спросом по всему миру. Немногие современные товары обладают таким большим жизненным циклом. Одна женщина написала: «Сколько чайников я сожгла, прежде чем купила чайник со свистком!»
В ТРИЗе на первом месте стоит «красота» изобретательского решения. Как примет такое изобретение рынок — это уже второй вопрос. В Si El красота и оригинальность — не самое главное. Главное — с минимальными затратами так изменить продукт, чтобы он стал более ценным для пользователя.
Главная мысль: нет прямой зависимости между «крутостью» изобретения, его уровнем по классификации ТРИЗ и тем, насколько успешным станет это изобретение на рынке. Опыт показывает, что порой блестящие многообещающие разработки так и не приносят прибыли. В то же время некоторые чрезвычайно простые товары становятся очень успешными.
Анализ наиболее успешных товаров и услуг, созданных за всю историю, показывает, что многие из них созданы одним и тем же способом: путем добавления к обычному, давно известному товару некоторого «правильного» простого элемента (по правилам, приведенным выше). В результате товар конструктивно оставался почти таким же, но становился заметно лучше, удобнее, например, начинал удовлетворять новую потребность, которую раньше почему-то не замечали.
Люди всегда создавали очень полезные (а значит, и очень прибыльные!) товары таким способом. Но раньше это делалось случайно. Поэтому таких товаров было мало, и они появлялись относительно редко. Но если способ добавления простого элемента (метод Si El) реально работает, то почему бы использовать его целенаправленно?
Ведь в конечном счете главная цель не в том, чтобы новинка поражала воображение красотой и изяществом технического решения. Это хорошо для музейных экспонатов. Гораздо важнее, чтобы она он стала успешной на рынке, то есть приносила и больше пользы потребителям, и больше прибыли создателям, производителям, продавцам
Даже если при этом сама новинка выглядит до банальности (гениальности?) просто.
Не удивительно, что не слышали: термин Si El был предложен меньше года назад в статье "Как обычную игрушку сделать изюминкой бизнеса?»
Можете посмотреть также «Феномен Si El»
0 Ответить
Интересно, о SiEl не слышал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Совершенно правильно: "Si El и ТРИЗ не противостоят друг другу, а дополняют друг друга".
0 Ответить
Статья - бальзам на мои интересы. Сначала "за чайник". Я хронически, систематически, упорно забываю о включённом чайнике, которому уже 6 лет в эту субботу. Не раз я выпаривал его до дна, но он не перегорел.Я негодую, неужто нельзя снабдить его автоматом выключения, когда вода закипит? Безо всякого свистка.
Вот что уже проще сделать носик так, чтобы не подливался, когда наливаешь чашки? Так даже до этого не сподобились профи-разработчики. Эти лужицы неизменно раздражают.
Si El и ТРИЗ - близнецы-братья, они не противостоят друг другу, а дополняют. у ТРИЗа претензии на новую нишу, Si EL довольствуется старыми мехами, в которые вливает новое вино с "БД"( биологические добавки)
Я уже вещал, какую супер-тачку я замастырил в двух вариантах в реальных размерах и в масштабных моделях 1:2,5. Одну использую как вело-прицеп, не нарадусь.
Недавно посылал "прелестные фото" в одну инновационную фирму. Предлагают патентовать (3 полезных отличия), но уменя нет ресурса на это тягомотное дело.
После одной Брюссельской выставки было сообщено, что изобретена наконец-то бесступенчатая передача для велика. Но реале она так и не объявилась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, электрические чайники выключаются сами. А подтекание носика - да этот чайник надо было выбросить еще 6 лет назад.
0 Ответить
Александр Иванов, видимо не все, что-то не попадаются и не рекламируются. А выбрасывать проверенные штучки не в моих правилах. Давно собираюсь сделать ему это самое "Si El", но ещё "не накипело" негодования, притерпелись.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Совершенно правильно. Это две РАЗНЫЕ рыночные ниши. Каждая существует сама по себе.
0 Ответить
Кулер и чайник - это разные товары, они удовлетворяют разные (хотя и похожие) потребности. Примерно так, как самолет и автомобиль. Самолет нельзя считать усовершенствованием авто (хотя первый может передвигаться быстрее). У каждого из них своя рыночная ниша.
Собственно кулер человек тоже покупает один раз (или берет в аренду на определенных условиях). И объективно кулер обходится человеку дороже чайника. Иначе бы фирмы, занимающиеся доставкой очищенной воды, разорились бы.
Продолженное сотрудничество состоит в постоянно возобновляемой услуге обеспечения качественной водой. Это действительно перспективный путь продвижения товаров и услуг. А эту воду можно использовать и в кулере, и в чайнике.
0 Ответить
Шамиль Сабитов, кулер человеку продают, чтобы он покупал воду. Чайник - продают, чтобы продать чайник.
0 Ответить
"А теперь сравните - сколько прибыли принес своим создателям, производителям, продавцам и т. д. продукт "кипяток есть, а чайника - нет", и сколько - банальный чайник со свистком?"
Чайник человек покупает один раз. А продукт "кипяток есть, а чайника - нет" - это кулер - это продолженное сотрудничество, и это - самый перспективный путь продвижения товаров и услуг.
0 Ответить