Как правило, должник клятвенно обещает вернуть всю сумму или ее часть завтра, поскольку, дескать, «забыл» о долге. Но в большинстве случаев обещание свое не сдерживает и кредитору приходится ходить за ним буквально по пятам и упрашивать вернуть.
Думаю, картина эта знакома многим из читателей. Ситуация стара, как сам мир. Особенность ее в том, что родственники, друзья, хорошие знакомые пользуются доверчивостью кредитора, решая личные финансовые вопросы на льготных условиях, а потом элементарно теряют совесть. Конечно, не все подряд так поступают, но, тем не менее, народная молва на пустом месте появиться не могла. Она появилась чуть ли не в те времена, когда в обществе придумали меновые товары, и живет до сих пор.
Интересно, а какими методами в давние времена выбивали долги, например, на Руси?
Достоверные письменные свидетельства на этот счет начинаются с новгородских берестяных грамот. Историки с удивлением обнаружили в них слова о том, что просроченный денежный долг в Новгороде был не осуждаем. Точнее, он являлся проблемой не общества (государства, если говорить по-современному), а проблемой только самого кредитора. Человек, давший что-то в долг, должен был сам позаботиться о его возврате. При этом роль денег очень долго выполняли шкуры зверей, и должники ссылались на то, что отдать долг не могут, так как нет в наличии у них шкур.
Однако «отмазка» касалась только частного долга. Иное дело было с долгом перед власть имущими. Его действительно «выбивали» силой — должника ежедневно били батогами, но так, чтобы остался жив.
Начиная с XV века, на Руси появилось слово «правеж». Оно означало «править» взыскание долга более эффективными способами. Обычно это делали так, что за просроченный долг человек полностью попадал в распоряжение кредитора. Кредитор имел право заменить возвращение долгов на выполнение «отработки». В некоторых случаях должник по состоянию здоровья мог вместо себя отправить на отработку жену, сына или дочь. Разумеется, без какой-либо оплаты. Фактически это было узаконенное на Руси долговое рабство.
Эту систему изменил царь Петр I, побывавший в Европе и заметивший там совершенно иное отношение к должникам. Он обратил внимание на то, что в случае невозможности должником вернуть долг в срок (или нежелания это сделать) должника отправляли в особую тюрьму. Он сидел в ней до тех пор, пока родственники не собирали нужную для возврата сумму. Иными словами, финансовая ответственность перед кредитором становилась ответственностью коллективной.
Нюансом было то, что на прокорм должника в тюрьме деньги обязан был давать сам кредитор его. Понятно, что при слишком долгом сидении кредитору такое было явно невыгодно, и он всеми силами торопил родственников собрать сумму долга. Если же кредитор переставал платить за прокорм, то должника тут же выпускали из долговой тюрьмы и его долг считался не подлежащим возврату. Такая тюрьма впервые в России появилась в Москве. Потом она стала обычной во многих городах и называлась долговой ямой.
Дальнейшим продвижением по пути цивилизованности стали долговые суды (нынче это арбитраж). Кредитор мог подать жалобу на должника, суд обязан был с ней разобраться в установленный срок и принять решение. Если должник не являлся в суд, то заводилось уголовное дело и подключали полицию.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...