Начать историю придется еще со времен античности. Как только появился обмен товарами, а потом и деньги, люди начали брать в долг. И иногда не могли этот долг потом отдать. По тогдашним законам должник отвечал за долг собой и своей семьей. Семья несостоятельного должника попадала в долговое рабство, и пока своим трудом не отдавала долг, члены семьи оставались рабами.
В Афинах во времена Солона появилась имущественная ответственность: кредитор получал право на земли и дом должника, а не на его личную свободу. На земельном участке человека, взявшего в долг (обычно — на меже), ставили столб с табличкой о том, что участок — залог за долг, который должен быть отдан «тогда-то в таком-то размере». Такой «долговой столб» назвался «ипотека». Да-да, ипотека появилась больше 2500 лет назад.
Шло время. В Средние века Европа была разбита на множество разных государств. Все государства чеканили свои деньги. Все эти монеты были разного размера и веса. Да и серебро в них было очень разного качества. Для обмена «иностранных» монет на те монеты, что ходили в данном государстве, нужны были доверенные люди, которые должны были и уметь считать — пересчитывая, сколько монет, весом по столько-то долей унции перевести в монеты своего государства, весящие по столько-то долей унции, знавшие все ходячие монеты и как они друг в друга переводятся. Например, что марка делилась на 8 эре, каждый эре — на 3 эртуга, а каждый эртуг стоил от 8 до 20 пфеннигов, в зависимости от той местности, где был отчеканен…
Купцы ездили из города в город, и в каждом городе им приходилось менять свои монеты на те, что имели хождение в этом городе. Для этого в каждом городе существовал цех менял. Менялы быстро производили размен одних монет на другие, учитывая все особенности монет каждого отдельного государства — в том числе и качество сплава, из которого чеканили монеты. Разумеется, не забывали они и про свою выгоду. Но все же в каждом городе цех менял отвечал за более-менее правильное ведение расчетов.
Ради того, чтобы доказать, что они работают честно, менялы выставляли на улице перед своими конторами, в которых они хранили запасы монет, скамейки и, сидя на этих скамейках, производили расчеты: сколько монет принес для размена клиент, переводили в местные монеты — и честно отдавали клиенту вычисленное количество местных монет. Ну, разумеется, относительно честно — ведь и им надо было иметь свою выгоду.
Начиная примерно с XII века генуэзких менял начали называть банкирами («bancherii»). От слова «banca» — скамейка.
Шло время. Менялы, переименованные в «bancherii», объединялись в товарищества с конторами по всей Европе. Купец мог сдать в контору товарищества менял в Англии некоторое количество серебра или золота, получить расписку и, приехав, скажем, в Италию, зайти в контору того же товарищества менял, предъявить расписку и получить по ней то же самое количество серебра (золота), что он внес в казну товарищества на Острове. А значит можно было путешествовать по Европе без мешка монет, не боясь, что ограбят.
Товарищества менял-банкиров финансировали экспедиции купцов в Индию или на Карибы. Когда такие экспедиции удавались, они сразу приносили 200−300% прибыли. Но в пути было много опасностей, часто корабли гибли. Риски торговли экзотическими товарами были в те времена очень велики. За одну-две экспедиции можно было как разбогатеть, так и полностью разориться.
Иногда банкиры слишком увлекались прибылью и запутывались в денежных долгах — из-за гибели экспедиций, обещавших огромную выгоду в случае своего успеха. И не могли в срок отдать долг. В таких случаях, кроме суда над неисправным должником, существовало отдельное наказание для провалившего свою работу «bancherii». На площади, где работали менялы, провозглашалось публично, что данный меняла — должник, неспособный заплатить по обязательствам, и торжественно ломалась скамейка, на которой он ранее работал.
Так осуществлялся процесс «banca rotta». И про бывшего менялу говорили, что он изгнан из профессии, что отныне у него сломана скамейка,
А сегодня, увы, люди, виновные не просто в банкротстве, а строители финансовых пирамид, то есть — откровенные жулики, отбыв наказание и выйдя из мест заключения, начинают, сменив имя, снова строить пирамиды. Тот же Мавроди после краха МММ построил еще несколько пирамид, хотя уже не в России. И кабы не помер — жульничал бы еще.
«Пока живут на свете дураки
Обманом жить нам, стало быть, с руки.»
Известная песня.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...