Фигуры в виде разных слонов, собачек, дельфинов-павлинов, жирафов, лошадей, львов особенно популярны среди кустарниковых скульптур. Хотя мастера топиара могут украсить ландшафт, например, и архитектурными сооружениями, группами людей, живыми ковровыми узорами. Их садовым ножницам подвластны и простые изящные невысокие изгороди перед палисадниками частных домов, и сложные композиции в общественных пространствах вроде парков.
Первые упоминания о топиариях встречаются у римского консула Плиния Старшего («Естественная история», около 77 года н.э.), но многие исследователи склонны считать: подстриженные зеленые формы, увиденные им в местных садах, перекочевали туда из Древнего Египта и Персии.
Изобретателем же данного вида искусства стрижки кустов принято считать садовника по имени Кней Матий (1 в. до н.э.). Якобы именно он, друг самого Юлия Цезаря и императора Августа, впервые представил публике зеленые фигурные формы, в основе которых были деревья, кустарники и полукустарники.
Уже тогда было понятно: чтобы получить по-настоящему качественную скульптуру, ее, также как и газон, придется стричь достаточно долгое время. Ведь необходимо достичь плотной структуры, ровных линий, плавных переходов и в результате — внешнего сходства с задуманным объектом.
А начинается все в классическом топиарии с посадки подходящих для этой цели растений.
Специалисты предпочитают следующие деревья и кустарники:
- вечнозеленые;
- с густой листвой;
- имеющие способность к определенному виду роста (столбчатый или конический);
- обладающие небольшими иглами (или маленькими листочками).
Чаще всего используют:
- тис;
- миртовые;
- падуб;
- лавр;
- самшит;
- бирючину.
Первый год — подкормка веществами, стимулирующими рост.
Второй год — время формирования так называемых «скелетных» ветвей.
Силуэт скульптуры обрисовывается лишь на пятый год.
Все это время — неустанный труд триммером и ножницами:
- каждую весну до начала сокодвижения (февраль-март) — основная оптимальная стрижка;
- постоянно — небольшая стрижка во время роста побегов;
- непрерывное прищипывание мелких быстрорастущих побегов;
- удаление почек, если мешают правильному развитию формы.
При такой далеко не легкой работе для выращивания растения как топиарного шедевра — например, на анималистическую тематику — самым коротким сроком считается промежуток в 6−7 лет: постоянно направляя ветви, постепенно формировать крону путем кропотливого подстригания лишних листьев и ветвей. Далее — регулярные стрижки для поддержания необходимого вида.
Разумеется, совершенствуется всё. Развивалась и техника топиари. В настоящее время известно два вида данного искусства:
- Традиционный.
- Каркасный (американский).
Не составляет труда догадаться: первый подразумевает работу только с деревьями и кустарниками. А второй — проще. Он требует для начала формирования фигуры проволочного каркаса, который может состоять из шестиугольной (крученой) сетки или плетется из оцинкованной проволоки.
С каркасом, в свою очередь, можно двигаться в трех направлениях:
- Сделать так, чтобы он постепенно покрылся каким-нибудь вьющимся растением (желательно — быстрорастущим), которое высаживают рядом.
- Пустоты внутри конструкции заполняют мхом (сфагнум), по мере роста — подстригать, прищипывать побеги. В результате образуется приятная на вид и на ощупь скульптура.
- Если ко мху на этапе формирования добавить еще и торф, то это даст возможность выращивать на нем любые растения (в том числе цветущие).
По умолчанию все перечисленные основы топиария нуждаются в поливе, подкормке, защите от вредителей.
Вывод? Терпение плюс твердая рука мастера — вот условия успеха в создании зеленых скульптур.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...