На работе Орхидеям обычно не удается избежать конфликтных ситуаций с коллегами и начальством. Но «на личном фронте» вполне возможны стабильные отношения. Знак-загадка открывает партнеру свои тайны не сразу, словно подбрасывая дровишки в затухающий костер.
Длительные отношения не всегда переходят в семейные. Орхидеи не спешат «надевать на шею хомут», предпочитая пожить для себя. Закоренелые холостяки среди них — не редкость.
В растительном мире орхидеи или орхидные — крупнейшее и интереснейшее семейство однодольных растений. Оно объединяет сотни родов и десятки тысяч видов. К семейству относится почти десятая часть растений в мире. На Земле немного мест, оставленных без внимания орхидных, разве что полярные области, да безводные пустыни.
Появившиеся почти сто миллионов лет назад орхидные отличаются своеобразным образом жизни. Большинство из них — эпифиты, не умеющие жить самостоятельно. В вольном переводе с греческого эпифит — живущий на растении.
Речь не идет о паразитах, питающихся соками растения-хозяина. В тропическом лесу трудно отвоевать «место под Солнцем». Орхидеи селятся поближе к свету в развилинах ветвей, получая питательные вещества из тонкого наносного слоя почвы и влажного тропического воздуха.
Красивейшие цветы орхидей часто лишены нектара, а пыльца не может быть использована насекомыми в пищу. В то же время опыление производится именно насекомыми. Для их привлечения растениям пришлось «придумать» яркие и необычные цветы, имитирующие то готовое к спариванию насекомое, то цветы других растений, богатых нектаром.
Семена орхидей мелкие, от долей миллиметра до нескольких миллиметров. Они не способны дать жизнь ростку без посторонней помощи. В семенах не хватает углеводов, которые предоставляют некоторые виды грибов.
Знакомство Европы с орхидеями полно драматических и интересных фактов. Первый цветок продемонстрировал в конце первой трети XVIII века какой-то миссионер, привезший растение с Багамских островов. Через сто лет европейцы организовали настоящую охоту за красавицами.
В поисках орхидей экспедиции бороздили просторы Африки, Америки и Азии. Не всем сопутствовала удача. Найденные экземпляры часто погибали, не добравшись до Европы. Самих охотников подстерегали различные напасти, многие из них умерли от невзгод, нападений диких зверей и змеиных укусов, погибли в кораблекрушениях и схватках с местным населением.
Но зато вернувшихся с ценным грузом ожидала настоящая «манна небесная». Цены на орхидеи были баснословными. В начале XX века за один экземпляр можно было выручить до полутора сотен фунтов.
За годы хищнической охоты орхидеям был нанесен невосполнимый урон. Многие виды полностью исчезли. В местах обитания их попросту извели, а в Европе никак не удавалось «приручить» чужестранок.
Тропические орхидеи известны многим. Но не все знают, что орхидеи — наши соседи. В ближнем Подмосковье можно встретить любку двулистную или ночную фиалку. Людская молва наделяет приворотной силой напиток из корней этого растения с белыми цветками и нежным ароматом.
Другая северная орхидея — ятрышник пятнистый или кукушкины слезы. Это растение похоже на ночную фиалку, растет в тех же местах. Но аромат его не такой сильный, а цветы не белого, а розовато-сиреневого цвета.
Самая редкая и оригинальная среди российских орхидей — офрис. На ее цветках постоянно «сидит» насекомое. Подсадка нужна, чтобы привлечь внимание опылителей — ос.
К сожалению, количество орхидей в наших краях постоянно уменьшается. В Красную книгу внесено 39 местных видов. Причина в изменении привычного микроклимата и экологической среды, вырубке лесов и осушении болот.
Российская «аристократия» растительного мира нуждается в защите и помощи. Хотелось бы верить, что она ее получит.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...