В 1902 году сообщалось, что в северо-западной части штата Канзас было собрано 200 000 фунтов сухих корней, стоивших 100 000 $ - стоимость собранного сырья удваивалась.
Было подсчитано, что для такой «супер-акции» потребовалось выкопать более двух миллионов живых растений. И это только за один год, в одной местности.
Можно лишь предположить, какой чудовищной силы удар был нанесен по природным популяциям эхинацеи!.. В какой-то период, возможно, этот вид находился на грани вымирания, а в отдельных местностях исчез полностью.
В истории использования «цветка прерий» случались как взлёты, подобные экстравагантным заявлениям доктора Мейера, так и падения — выводы некоторых экспериментаторов якобы не подтверждали целебного действия эхинацеи. По-видимому, истина, как всегда, располагалась посредине.
Первое фармацевтическое научное исследование, способствовавшее установлению «золотой середины» в этом вопросе, было проведено компанией «Сандоз» в 1950 году и ставило целью определение физиологической активности препаратов из эхинацеи. При появлении первых же результатов они были опубликованы в Германии. Исследования показали, что корни обладают средней антибиотической активностью в отношении некоторых видов стрептококка и стафилококка.
Итальянские исследователи в 70-х годах обнаружили, что эффективное заживление ран обусловлено веществом, выделенным из эхинацеи и названным эхинацин В. Оно представляло собой мукополисахарид, медленно повышающий содержание гиалуроновой кислоты, биологическое значение которой заключается главным образом в «цементировании» или «склеивании» соединительной ткани человеческого организма. Гиалуроновая кислота «заставляет» соединительную ткань синтезировать клетки, называемые фибробластами и способные синтезировать волокнистые структуры соединительной ткани. Это вполне объясняет эмпирически обнаруженный несколько веков (или тысячелетий) тому назад в бескрайних просторах американских прерий ранозаживляющий эффект «змеиных корней».
Проведенные в 1978 году в Германии опыты на клетках мышей показали, что 50−80% клеток приобретают устойчивость к вирусам гриппа, микозам (в частности, грибковому возникновению лишая) и вирусам, вызывающим стоматиты.
Наиболее важным явилось обнаружение иммуностимулирующих свойств высокоактивных полисахаридных молекул, содержащихся в растениях двух ботанических видов — эхинацеи пурпурной и узколистной.
Механизм повышения иммунитета под воздействием препарата, по-видимому, заключается в следующем. Соединение карбогидратных рецепторов на клеточной поверхности Т-лимфоцитов сопровождается их преобразованием. Активируется фагоцитоз, то есть поглощение инородных клеток, вызывающих заболевание, бактерий, проникших в человеческий организм, «клетками-убийцами». Стоящие на страже нашего здоровья «клетки-убийцы» в дополнение к этому находят и уничтожают «оборотней» в нашем организме — вирусоинфицированные клетки. Поскольку антивирусная активность — достаточно редкое свойство даже у современных препаратов, эхинацея вполне заслуживает особого внимания.
Возможно, антивирусная активность обусловлена высвобождением фибробластами и Т-лимфоцитами интерферона, как бы закрывающего клеточные поверхности и стимулирующего синтез межклеточных протеинов, которые в свою очередь блокируют транскрипции вирусной РНК и достаточно эффективно останавливают распространение вирусной инфекции.
Именно поэтому особенно важно использовать препараты эхинацеи в начале возникновения эпидемий гриппа, приуроченных к весенне-осеннему периоду, или даже гепатита.
Противовоспалительные качества эхинацеи являются действенными при многих других заболеваниях и применяются в дерматологии, гинекологии, урологии, для лечения воспалительных заболеваний внутренних органов. В том числе печени.
Причём эффективность препарата идёт вразрез с распространённым желанием принимать лекарства в стиле «чем больше, тем лучше». Ничего подобного эхинацея не допускает — превышение дозы приводит не к усилению, а к ослаблению эффекта. Иными словами, срабатывает противоположный житейский принцип — «знай меру», или «хорошего — понемножку»!
Всего известно шесть видов эхинацеи, представляющей семейство астровых, или сложноцветных — и все они произрастают в Северной Америке: эхинацея бледная, пурпурная, кроваво-красная, парадоксальная, темно-красная и узколистная.
В Европе в качестве декоративного культивировалась лишь пурпурная эхинацея, которая, подобно узколистной, используется ныне для массового производства фитопрепаратов, стимулирующих иммунную систему.
Причём назначать препараты можно и взрослым (за исключением беременных женщин, поскольку публиковалась информация о возможном тератогенном влиянии препаратов на плод), и детям с ослабленным иммунитетом, а также в тех случаях, когда в связи с общим старением организма функция иммунной системы понижена.
Целесообразно применение препаратов эхинацеи при низком уровне лейкоцитов в крови. Но, в то же время, при некоторых заболеваниях крови, возможно, назначение подобных препаратов является нежелательным.
Подводя итог небольшому экскурсу в историю применения пурпурного «цветка прерий», окончательно «расшифруем» иммуностимулирующую силу эхинацеи. Разложим её на три основные компонента — антибактериальные, фунгицидные (противогрибковые) и антивирусные свойства.
Итак, препараты эхинацеи угнетают вирусы гриппа, герпеса, кишечную палочку, стафилококки и стрептококки; эхинацея может применяться для лечения массы разнообразных заболеваний.
Важно, что эхинацея вполне подходит для профилактики простудных заболеваний, особенно в переходные периоды (от лета к зиме), когда «перенастройка» организма увеличивает вероятность инфицирования и возникновения простуды.
Экстракты эхинацеи, возможно, эффективны и для уменьшения последствий облучения, что особенно актуально в связи с потрясшей многие регионы Чернобыльской катастрофой, последствия которой ещё долго будут ощущаться…
Важным делом становится реализация широкомасштабной программы, намеченной медиками и биологами стран СНГ, по рациональному применению всех доступных растительных средств в связи с наблюдающимся в последние годы резким падением иммунитета и общим ухудшением состояния здоровья населения в целом. Мы не будем сейчас анализировать причины, которые привели к такому состоянию дел. Это отдельная тема для особого разговора. Но выскажем надежду, что многочисленные растительные средства — в том числе и препараты на основе эхинацеи — помогут в решении столь серьёзных проблем.
Пурпурный «цветок прерий», без сомнений, приходит к нам всерьёз и надолго.
Андрей Рябоконь, широко известный препарат иммунал как раз на основе эхинацеи. Красивый цветок, многолетник, я его какое-то время выращивала на даче. В основном используется в медицине при лечении рецидивирующих респираторных инфекций. Что же касается заболеваний печени, гепатитов - осторожно! эхинацея может оказывать токсическое действие на печень.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Рябоконь, я тоже в восторге от Вашей статьи !Очень профессионально написано ,что и не удивительно, учитывая Ваши прошлые заслуги.О лечебных свойствах эхиноцеи я знала давно ,но меня заинтересовало её действие на т-лимфоциты . У моей сестры рассеянный склероз ,диагноз поставлен в т.ч. и на основании повыш. кол-ва т-лимфоцитов Нельзя ли как-то использовать эхинацею в лечении этого заболевания ?
0 Ответить
Елена Светлая, спасибо за Ваш комментарий. По сути вопроса могу лишь сказать, что решать однозначно должен лечащий врач - есть множество деталей, которые на расстоянии не то что не видны, просто невозможно оценить. Одно и то же заболевание часто развивается на фоне столь противоречивом, что у разных людей при сходном основном диагнозе требуется абсолютно разное лечение...
...желаю Вам и Вашим родственникам Здоровья и настойчивости в достижении Цели! И настоящих профессиональных медицинских работников рядом! Без поддержки таких честных людей многие из нас были бы уже... но не будем о грустном
0 Ответить
Андрей Рябоконь, как всегда великолепно! За все 4 статьи не просто 5, а 5 в огромными ++++++++!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Классная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить