Кто или что делает почву плодородной? Корни, черви, бактерии, грибы, кроты, медведки, птицы — всё, что здесь размножается, и все, кто сюда попадают. Что-нибудь удивило?
Черви. Про червей уже все знают: землю рыхлят, листья утаскивают в подпочву и там едят потихоньку, и их копролиты — это идеальная почва для растений. А почему? Да потому, что в них бактерии обитают и почву, прошедшую через червя, обильно заселяют.
Бактерии. Это уникальные специалисты. Могут делать все, что угодно, из чего попало. Какой вид бактерий ни возьми, все свой особый след оставляют. Лучше всего об азотфиксаторах знаем — они в клубеньках бобовых ухитряются азот из воздуха улавливать. Где какой-нибудь люпин растет — там и другая зелень буйствует без удобрений. Но есть же не только азотфиксаторы, в почве есть специалисты по фосфору, калию, так что нитрофоска, в общем-то, не нужна, да и на каждый микроэлемент свой специалист по добыче отыщется. Где почва богата разными бактериями, там никакой питательный элемент не проблема. Вот только влагу они больно любят. Как сушь наступит, так закроются в своих цистах и спят сладким сном, а растения голодают.
Чтобы земля не сохла, ее нужно увлажнять. Желательно в автоматическом режиме. Тут природа так хитро придумала, что любо-дорого поглядеть.
Растение корнями землю пробурило — уже канал. Но отмерло растение — и его остатки добывает червь, тоже, в свою очередь, землю буравя. А за червями гоняются кроты, пробивая широкие туннели. И все это одно с другим связано. Очень похоже на капиллярную сеть в нашем организме, которая кровь от сердца до любой точки нашего тела доносит. Только у нас кислород несут эритроциты, а тут углекислый газ сам по каналам под землю опускается, он ведь тяжелее остального воздуха. А мы удивляемся, откуда растения так много углерода добывают. Да из-под земли же! Благодаря каналам. И конкретно — благодаря кротам.
А что делает гриб? Он, как и все остальные, ест и кормит, ест и кормит. У некоторых грибов многотонные и многокилометровые грибницы под землей стали истинным почтовым сообщением. Что куда надо, то туда и переправят. Сдружится грибница с деревом, наладит с ним взаимообмен, так и дерево всегда напоено-накормлено, и грибница, и все примкнувшие к ним бактерии, и питающаяся ими почвенная мелочь.
А, скажем, медведка при чем здесь? Так она такой же рыхлитель, поедатель и ясли для бактерий, как крот и червь, только занимает между ними промежуточную ступень. Считается, что медведка огороду много вреда приносит. Что верно, то верно. Огороду, которому хозяин навредил так, что хуже некуда, медведка наносит дополнительный урон. В то время как нетронутый луг медведке только радуется, она там — зверь исключительно полезный.
Так может, нам о себе подумать надо — что с нами-то не так, если мы других вредителями делаем? Все у нас злодеи. И на памяти то время, когда почву поливали в обязательном порядке марганцовкой, чтобы микробов в ней тоже не было.
Почему земля сама собой становится хорошей? Потому, что все эти создания живут в ней, как в своем доме, и свой дом для себя понемножку улучшают. И для всех остальных что-то полезное делают, как у нас что-то для всех делают сварщики, печники, маляры, пекари, фельдшеры и все-все-все. И человек в этом может полноценно поучаствовать.
К примеру, построить хитрый компостник, но не для компоста, он на земле сам собой всегда устраивается, а для привлечения в нужное место земляного доктора крота. Для обновления корней, для разведения червей, для большого урожая огурцов и многих непредсказуемых, скорее всего положительных, последствий этого изыска.
Человек на своей земле подобен градоначальнику, который привлекает к работе уйму специалистов, чтобы проблемы решить и новые не создать. И сам при этом может, в общем-то, ничего не делать, позволяя жизни течь своим чередом в обычном направлении, пока не потребуется его компетентное вмешательство.
Ничего не делать он может, а вот быть деятельным дураком ему никак нельзя.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...