Жить в обществе и быть свободным от общества человеку невозможно. Только отшельники могут позволить себе такую роскошь — быть независимым от мирской жизни. Да и роскошь ли это? Человек — существо общественное, и жить без себе подобных неестественно для него.
В растительном и животном наблюдается та же картина: все индивиды тем или иным образом зависимы друг от друга и, пожалуй, даже более зависимы, чем человек от своих сородичей. У человека имеется достаточно развитое сознание, чтобы найти выход из сложившейся жизненной ситуации. Совсем другое дело у растений, посаженных человеком. Как человек их посадил, так они и вынуждены жить, порой погибая, но не имея возможности изменить ситуацию.
Опытным садоводам издавна известно, что, например:
- яблоне и груше будет очень не уютно рядом с калиной, барбарисом, сиренью, жасмином, каштаном;
- лещина угнетает своих соседей;
- многим растениям будет плохо рядом с берёзой, клёном, елью, которые имеют разветвлённую поверхностную корневую систему и забирают влагу.
Также не секрет, что опавшие листья и выделения корней грецкого ореха, каштана конского, ивы, акации могут губительно воздействовать на другие растения.
Молодая яблонька не станет жить на месте выкорчеванной старой яблони. И думается, дело не только в том, что земля истощена — посадочную яму можно заправить нужными органическими и минеральными веществами.
Подобных примеров можно привести множество. В наши дни даже закоренелый скептик не станет отрицать, что деревья, да и весь растительный мир, взаимодействуют друг с другом, определённым образом влияя на жизнедеятельность соседей.
Есть люди, уверенные в том, что деревья разговаривают друг с другом, конечно, не в прямом смысле этого слова. Например, никто не возразит, что дельфины общаются друг с другом, но мы их язык не воспринимаем. Почему же у растений не может быть своего языка общения?
Лесничий из Германии Петер Воллебен уверен, что деревья разговаривают между собой с помощью подземной «лесной сети». Он написал книгу «Скрытая жизнь деревьев». Идея написания книги родилась не на пустом месте, много лет лесничий наблюдал на вверенной ему горной территории в Западной Германии за древним буковым лесом, который упорно боролся за выживание.
Однажды Петер наткнулся на пень, которому было несколько сотен лет. Ни веток, ни листьев на нём не было, но он был жив. Очевидно, сородичи, переплетаясь с ним корнями, снабжали его питательными веществами — другого объяснения не было. Это подтверждало мысли лесничего о социальности деревьев.
Молодые деревья взрослеют в условиях жестокой конкуренции, в борьбе за свет и площадь питания. Но чтобы деревья были заинтересованы в сохранении популяции — это вызывало удивление и восхищение.
Основная мысль, которую автор доносит до читателя, у одних вызывает недоумение, у других — удивление, у третьих — удовлетворение тем, что нашёлся человек, увидевший, вернее почувствовавший, что деревья, как и всё живое на Земле, общается, разговаривает на своём языке друг с другом.
Также Петер уверен, что каждое дерево имеет свой характер.
Он увидел в иве индивидуалистку, а в буке — задиру и хулигана. Не знаю, как бук, но мне приходилось видеть ивы, растущие только поодиночке. Действительно, ивовых лесов не бывает. Буковые леса есть. Представляете, целый лес хулиганистых задир!
Петер описывает переживания деревьев с повреждёнными ветвями, с обглоданными листьями — такие деревья страдают, но стойко залечивают свои раны и выживают, благодаря помощи сородичей.
Петер считает, что «лесные сети» действуют как интернет-сети: с их помощью деревья передают информацию о бедствиях, постигших их. Кроме того, эти сети позволяют им определять своих среди многочисленного населения леса, поддерживать молодых, подрастающих членов сообщества.
Лесничий предполагает, что информация передаётся посредством электрических сигналов, проходящих по корням по типу нервной системы человека.
Петер пишет, что деревьям не нравятся соседи, которые забирают у них ресурсы, и тогда деревья выглядят словно пьяные, они искривлены и угнетены.
Вопреки стандартному заключению, что деревья неукоснительно следуют генетическому коду, Петер предполагает, что, как и люди, деревья имеют выбор, какими стать, как жить. Лесничий считает, что те деревья, которые образуют тысячелетние леса, действуют сообща — защищают свою территорию от пришельцев. Они могут вытеснить из своего леса, например, дубы, чтобы сохранить своё сообщество.
Городские деревья Петер сравнивает с уличными детьми: у них ограничены возможности самореализации, они страдают, имеют слабые корни и не выглядят счастливыми. Ведь им приходится не жить, а выживать в условиях загазованности, пыли, нехватки влаги и прочих негативных факторов. Такие деревья не могут проявить взаимовыручку, поддержать соседа, так как сами находятся на грани выживания.
Петер не агитирует людей обниматься с деревьями, разговаривать с ними, он просто призывает человека к защите природы, он пишет:
Я не предлагаю начать разговаривать с деревьями или превращать их в неких потусторонних существ, но я хочу, чтобы мы защищали их.
Интуитивным выводам немецкого лесничего находятся научные подтверждения. Учёные из Туринского университета провели ряд экспериментов и сделали предположение, что деревья обладают зачатками разума. Они также считают, что деревья передают различную информацию своим сородичам по корням — правда, это происходит лишь в том случае, если деревья переплетены корнями.
Кроме того исследователи считают, что деревья обладают способностью исцелять более слабых членов сообщества — при необходимости они по корням передают необходимые питательные вещества нуждающимся.
Учёные полагают, что немаловажную роль в обмене информацией между деревьями играют грибные сети, живущие на корнях и прикорневом пространстве.
В своей книге «О чём думают деревья» нейробиолог Стефано Манкузо пошёл ещё дальше. Он пишет, что деревья умеют считать, запоминать и делать выбор.
При этом он говорит, что у растений нет мозга, то есть органа, похожего на человеческий мозг. Ещё интересный момент следует учитывать: действительно ли мозг — тот орган, который создаёт разум. По словам учёного, головной мозг ничего не может создать самостоятельно, без информации, поступающей от других частей тела.
У растений же сознание и функционирование организма не разделены, как у человека, а присутствуют в каждой клетке, то есть дерево взаимодействует с окружающим миром посредством своего физического тела.
Растения имеют структуру, при которой функции жизнедеятельности не сосредоточены в специальных органах (как у человека — печень, почки, лёгкие
Напрашивается вопрос: почему отсутствие такого органа, как мозг, должно помешать деревьям быть разумными?
Стефано Манкузо большую роль в жизнедеятельности деревьев отводит верхушкам корней. Продвигаясь в почве, они производят сложный анализ. Им приходится учитывать множество факторов (наличие влаги и питательных веществ, преграды, корни других растений, вредители, доступность кислорода и пр.), прежде чем решить, в каком направлении продвигаться.
Размер этой части корня очень мал, но здесь сосредоточена наибольшая электрическая активность, напоминающая сигналы в нейронах головного мозга животного. Каждое растение имеет миллионы таких верхушек, которые постоянно регистрируют множество параметров и направляют рост корней в соответствии с произведёнными расчётами.
Вот и получается, что верхушки корней являются своеобразным вычислительным центром, работающим на благо всего растения.
Переплетаясь, корни различных растений, образуют единый информационный центр, наподобие сети Интернета, в который поступает информация, обрабатывается в ней — и принимаются соответствующие решения.
В результате появились интересные гипотезы, как корни взаимодействуют друг с другом. Когда они анатомически соединяются между собой, поступление сигналов от других особей более-менее понятно. Но если физического контакта нет, как тогда происходит сотрудничество?
Учёный предполагает, что сигналы, связывающие корни, проходят вне растения.
Например, растения могут использовать химические сигналы или звуки, издаваемые верхушками корней при росте.
Исследования учёных подтверждают, что растущие корни издают звуки при расщеплении клеточных стенок.
Наука не стоит на месте, и время покажет, есть ли у растений разум. А нам, живущим сегодня, стоит прислушаться к призывам энтузиастов и беречь растительный и животный мир нашей планеты, без которого нам не жить.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...