Люди любят эвфемизмы и очень часто придумывают новые красивые слова для описания давно известных вещей. Если кого-то назвали «альтернативно умным» — значит, говорят про дурака. Если про «альтернативно одаренного» — значит, бездарь. Появилось множество новых терминов, в которых часто трудно разобраться. Мой друг рассказал, что у его сына «гуманитарный склад ума». Я не понял и переспросил: «Лентяй, что ли?» Друг ответил утвердительно.
Но прокрастинация — и как термин, и как новая философия — явление весьма важное.
Лень людям известна от самого начала существования человечества. Просто в «доцивилизованном» обществе действовало правило: как потопаешь, так и полопаешь. Ленивые в те давние времена просто мерли от голода. Но прошло время и людям, ранее все время занятым тяжелым трудом, удалось хлебнуть безделья. Оно им понравилось.
Во времена упадка Древнего Рима некоторые граждане империи досыта насладились некогда дефицитным бездельем. Такое поведение римских граждан, кстати, и стало причиной сначала упадка, а потом и краха Римской Империи.
Зато римляне подарили нам красивый термин — «прокрастинация». Латинское «рro» означает «для», а «crastinum» — «завтрашний», получился термин «procrastinatio», означавший откладывание дел на будущее, на завтра. В английский язык этот термин перешел дословно, превратившись в «procrastination».
Один из законов Мэрфи гласит: «Если получил задание, не спеши его выполнять, ведь оно может быть потом отменено».
У нас, в России, издревле были язвительные пословицы о бездельниках: «Работа не волк, в лес не убежит», «Отложил на осень, а там и бросил» и многие другие. В хрестоматии русского языка для гимназий еще в первой половине XIX века было размещено знаменитое и сегодня стихотворение поэта Бориса Федорова «Отсрочка». Не слышали? Ан нет, название вы не слышали, а вот «завтра, завтра, не сегодня, так лентяи говорят» — строки как раз из этого самого стихотворения.
При СССР термин «прокрастинация» был незнаком, но сама прокрастинация отлично существовала, только ее называли «отправить в долгий ящик», «положить под сукно» — и было еще множество других синонимов.
Чего только ни навыдумывают люди, чтобы красиво объяснить свою собственную лень. Казалось бы, ведь уже в XIX веке у Джерома Клапки Джерома было про «заболевание печени», симптомом которого служит «отвращение к любого рода деятельности», и описание лечения подобных заболеваний, которые лично автору в период обучения в школе очень помогли — розги родительские и школьные.
Но пришло новое время, теперь от лени розгами не лечат. Напротив, сочувствуют новому синдрому, ищут ему то оправдания, то методы лечения. Выпускают научные журналы, посвященные теме прокрастинации (например, «Procrastination And Task Avoiding»), защищают диссертации, получают гранты. Прокрастинацией занимаются и целые научные коллективы, и отдельные ученые.
Герой Ростислава Плятта в фильме «Весна» говорил: «Где бы ни работать — только бы не работать!» Но он-то в том фильме комедийную роль играл, высмеивая околонаучных бездельников. А в наш век, похоже, даже прокрастинаторы (сиречь — лентяи) начали более чем серьезную борьбу за распил грантов.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...