— Ну почему ты умеешь складывать свои колючки, — приставал любознательный Мишутка к Ёжику, — а вот у меня никак не получается складывать мой мех? Он всё время торчит и торчит у меня, и никак не хочет складываться!
— Это потому, — терпеливо объяснял Ёжик медвежонку, — что я научился управлять своими колючками, а ты своим мехом ещё не научился. И потом, когда я вижу опасность, я выставляю свои колючки! Они меня защищают. А у тебя есть сильные лапы и острые зубы для защиты.
— Ага, — согласился медвежонок, — ещё у меня есть острые когти! А чем, интересно, защищается Дятел? — и он посмотрел на Дятла, который сосредоточенно долбил ствол сосны.
— Умом! — ответил Дятел. — Мы, дятлы, очень умные птицы: только мы одни в лесу лечим деревья! Сначала ищем больное дерево, выдалбливаем из него гниль, а потом это дупло конопатим сухим мхом.
— А почему мхом? — спросили разом Мишутка, Заяц и Ёжик.
— Потому, что мох раны заживляет, — важно ответил Дятел. — Мох убивает вредные бактерии и помогает дереву справиться с болезнью.
— Мох что — стреляет в бактерии? — засмеялся Мишутка.
— А разве деревья болеют? — удивился Заяц. — Что-то я ни разу не слышал, чтобы дерево чихало или кашляло! Может, у них, у деревьев, и температура бывает?
— Конечно, бывает, — сказал Дятел, — только деревьям её никто не измеряет. А бактерии мох сушит, вот они и умирают. Бактерии любят, когда тепло, сыро и грязно.
— А мы каждое утро умываемся и лапы моем, — закричали Ёжик и Заяц, — и, значит, все бактерии смываем!
— А как дерево болеет? — спросил медвежонок.
— Вот, например, у этой сосны ветер оторвал ветку. Прямо от самого ствола. На этом месте ствол стал гнить. Дерево заболело. Вот я и лечу его теперь.
— Ой, а можно я посмотрю? — и Мишутка стал карабкаться по стволу сосны.
— Ты ещё мал, чтобы по деревьям лазить, — пытался остановить его Дятел. — Вот залезешь высоко, а кто тебя снимать будет?
— Спускайся! Спускайся! — закричал Заяц.
— Интересно, а что скажет на это твоя мама? — поинтересовался Ёжик. — Она разрешила тебе лазить по деревьям?
Но медвежонок их не слушал и лез всё выше и выше.
А в это время мама-медведица разыскивала своего непослушного сына. Она громко рычала и размахивала лапами, глядя по сторонам. Медвежонок её не слышал. Он упорно лез на сосну и вскоре оказался около Дятла.
— Как тут интересно! — сказал медвежонок, сунув нос в дупло. — И какой ты, Дятел, молодец, что лечишь эту сосну!
— Я, конечно же, молодец, — ответил ему Дятел, — а вот как ты станешь спускаться? Я тебя предупреждал!
— Да легко! — беспечно сказал Мишутка и посмотрел вниз. — Ма-ма! — заорал он от страха во всё своё медвежье горло. — Ма-ма! Сними меня! Я больше не буду лазить по деревьям!
Мама-медведица услышала рёв медвежонка и поспешила ему на помощь.
Мишутка изо всех сил вцепился лапами в ствол сосны и ревел всё громче и громче.
— Да не реви ты так громко, — давали ему советы Дятел и Заяц, — у тебя все силы на рев уйдут, и ты, обессиленный, свалишься на землю!
Мишутка от таких советов заревел ещё громче. Он прижался к стволу дерева и с испугом смотрел вниз. Там, далеко внизу, по земле бегали Заяц и Ёжик.
— Если ты упадешь сюда, — Ёжик показал предполагаемое место падения медвежонка, — то, может быть, будет и не очень уж больно тебе. Тут целая куча сосновых иголок. А если сюда… Но сюда лучше не падать. Тут корни сосны наружу вылезли.
— А ты попробуй осторожно спустить одну лапу, зацепись ей и спусти другую, — посоветовал умный Дятел. — Так все медведи с деревьев спускаются. Я сам видел это много раз.
Но медвежонок продолжал реветь и не слушал никаких советов.
— А ну-ка прекрати орать на весь лес! — услышал он строгий голос подошедшей мамы-медведицы. — Тебе правильно советуют, а ты трясешься от страха и ничего не хочешь слушать.
Мишутка обрадовался и перестал реветь. Он даже подумал, что пусть мама немного его поругает, но только поможет слезть с дерева.
— Давай, отцепи правую лапу от ствола, — спокойным голосом стала давать команды Мишутке мама-медведица, — опусти её немного вниз и зацепись ей за ствол дерева.
Медвежонок, сопя и пыхтя, старательно выполнял мамины команды.
— Теперь опусти немного левую лапу, — продолжала мама Медведица, — и тоже зацепись ей за ствол. Молодец! А сейчас левую нижнюю лапу опусти и зацепись. Опусти правую нижнюю лапу. Умница! Вниз не смотри. Ещё немного и ты уже будешь на земле!
Через какое-то время медвежонок благополучно слез с дерева. Он был так счастлив, что даже перекувырнулся три раза и очутился как раз возле мамы, которая взяла его под мышку и отшлёпала.
— Ты же хвалила меня, — кричал из-под лапы мамы-медведицы медвежонок, — а теперь наказываешь!
— Я хвалила тебя за то, что ты поборол страх и верно выполнял мои команды, — сказала мама-Медведица. — А отшлёпала я тебя за то, что ты, не научившись лазать по деревьям, полез на сосну и орал от страха на весь наш лес! Я слышала, как Дятел тебе советовал спускаться по стволу, но ты ревел и его не слушал.
Мишутка насупился и закрыл лапой кончик носа. Ему было стыдно: не очень-то приятно, когда тебя при друзьях называют трусом. Кажется, и мама-медведица поняла это.
— А вообще-то, ты у меня очень храбрый: вон как высоко залез! — решила она исправить положение. — Да с такой высоты я бы тоже, наверное, испугалась спускаться.
— Он у Вас, действительно, очень храбрый, — в один голос подтвердили Мишуткины друзья, — но мы его предупреждали!
Мишутка заулыбался.
— Всё-таки хорошо, когда у тебя есть хорошие друзья! — сказал он радостно. — А главное, есть мама, которая тебя любит и всегда придет на помощь!
Дятел и Заяц согласились с Мишуткой. Их тоже не раз выручали из беды их мамы и друзья.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...