Не надо говорить, что нечего, мол, такие сказки читать детям. Но они ведь где-то могут услышать их (или о них) самостоятельно и попросить: «Почитай-ка». Детей часто привлекают даже просто имена героев, и они хотят узнать о них подробнее.
Первый совет родителям: предварительно прочитывайте сказки для малышей добровольно, наедине с собой. Вас что-то напрягло? А все ли слова, предметы вам самим-то знакомы? Элементарно: вдруг там будет упоминание о колыбельной — вы готовы хотя бы куплетик промурлыкать, если вас попросят? Может быть, заранее найти ролик с такой песенкой?
Второй мой совет: читайте детям сказки неспешно, краем глаза наблюдайте за реакцией маленьких слушателей и по ней предполагайте поворот сюжета или вообще другой конец сказки. Хорошо делать это вместе с ребенком, остановившись перед кульминационным событием.
Имейте в виду, что если вы и сто вариантов заготовите, ребенок возьмет да и выскажет сто первый. Я это проходила! Как тут быть?
До того, как вы познакомите детей со сказками, они ведь уже знают стишки, песенки, какие-то прибаутки, сами пытаются сочинить что-то. И заметьте: у них уже богатый багаж рекламных слоганов. Рекламщики часто используют мультяшных героев, дети копируют их голоса и движения, мимику. Так что не думайте, что они будут плохо помогать вам в сочинительстве. Им просто надо хорошо объяснить, что такое сказка и как ее сказывают.
Насколько возможно придумать другой исход дела? Возможно-возможно! И даже при незначительных напрягах умственных способностей. Допустим, в тот момент, когда колобку встретилась лиса, ему на помощь мог поспешить какой-то другой житель леса. Все ведь в курсе хитрых уловок лисы и могли вмешаться, точнее, помешать намерениям плутовки: давай, лисонька, проводим колобка домой, а то заблудится он в лесу.
Лиса могла и не предлагать колобку на носик к ней забираться, а в этот момент пригласить в ее избушке пожить, пока маленького ребеночка родители найдут. Кстати, в сказке нет и намека на то, что бабушка с дедушкой его съесть хотели! Детей у них не было, и им скучно было. А колобок, такой румяный, красивый, сидел бы на солнечном подоконнике и радовал стариков…
Дотошный ребенок может сконцентрироваться на моменте «поскреби, старуха, муки по сусеку» — так ведь в магазин стареньким трудно ходить, вот бы колобок им и помогал.
Третий совет: надо находить оправдания отрицательному сказочному персонажу или облегчать восприятие события, которое может обеспокоить малыша. В моем детстве, например, пугали нас Бабой Ягой-костяной ногой. Очень не по себе было именно от этой приставки к ее имени.
Помню, будучи бабушкой, я обошла этот факт при помощи пояснения через слово «кость, косточка». По секрету внуку сообщила, что внутри ноги у бабы Яги, как и у нас, как и у птичек-лошадок, косточка есть, она помогает двигаться… Потом я уже стала придумывать оправдания для этой героини.
В целом Баба Яга — замечательная женщина! С чего бы она стала пугать ваших детей/внуков, если она дружит со всем лесным населением? У нее очень экологичный, безопасный транспорт. И она вовремя проходит техосмотр и профилактику своего воздушного судна — как иначе объяснить долгий-предолгий срок службы ее ступы?
Правда, у нее есть еще метла — облегченный и более скоростной вид перемещения. Так и у владельца авто есть велосипед или самокат, на худой конец. Ступа и метла — совсем не аварийные средства передвижения!
Точно, она соблюдает правила воздушного движения — не было сообщений об авариях, в которых замешана старушка. Хотя какая она старушка? Она смелая, спортивная женщина: живет одна в глухом лесу и даже оружия при себе не имеет, по небу летает.
Ведет здоровый образ жизни: не курит. Скорее всего, Бабуся Ягуся — не жадная. У нее столько лечебных трав заготовлено, что одна она не успеет их израсходовать за сезон и, значит, поделится с другими. Чистоплотная бабуля — у нее и банька есть, не то что водяной, который в грязном болоте купается.
И никакая она не древняя! Кажется, с рокерами дружбу водит: видели на ней бандану в горошек? Наряды у нее, скорее всего, от кутюр — единственные в своем роде, она стильно платки повязывает, украшения носит на пальцах и на шее. Однако косметикой не увлекается.
…На народное произведение никто не предъявит авторские права, поэтому сказку можно, мягко говоря, перефразировать местами.
Пусть задачей детской сказки будет не познание, не устрашение, даже не воспитательный момент, а развитие воображения, речи, желания инсценировать, рисовать, рифмовать, распевать… Да просто веселый смех, шутливый переполох. И желание читать и фантазировать!
Хотите соломки внукам подстелить, дорогие бабушки и дедушки? Хватит ли у вас стогов с соломой на всю жизнь человека? Напугался маленький человек сказки?
Сказка - это прививка от многих жизненных ситуаций, которые будут у ребёнка в детстве в подростковом возрасте, во взрослой жизни.
И часто у нас с вами, дорогие бабушки и дедушки не будет возможности придумать милое окончание всем жизненным трудностям, которые встретятся на пути у наших внуков.
Сказки вводят потихоньку ребенка в жизнь, в которой колобков и бабушек едят, зайчиков выгоняют из избушек, и тд и тп
0 Ответить
Надя Гаева, ну уж точно сказки не для того, чтобы страху нагонять.
И еще мне хотелось сказать, дорогая бабушка, что сказку не просто надо внукам отбарабанить, а тоже творчество применить.
И получить бы хоть маленький образец того воспитательного момента, где малыша надо в известность поставить, что его скоро будут медленно есть или сразу проглотят.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, начнём "применять творчество" вначале к детским сказкам, потом войдём во вкус перепишем "Короля Лира" "Анну Каренину" и уж точно "Преступление и наказание" - там, кстати, можно весь роман "творчески переделать" под выращенного в тепличных условиях внучонка!
Может, наша великая культура потому и не рассыпалась под самыми разными невзгодами, что нашим предкам и в голову не пришло переписывать веками отшлифованные русские народные сказки.
0 Ответить
Надя Гаева, я уважаю ваше мнение: во-первых, так обычно принято писать, во-вторых, комментаторам всегда виднее, в-третьих, мое сочинение – это как бы тоже комментарий, вызванный статьей, которая была здесь опубликована ранее, просто он большущий получился.. А статья была о том, какие страшные эти русские сказки. Я не могу найти ее, а ссылку не сохранила. Найду – в личку вам пришлю, если хотите...
Спасибо за внимание!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А-а, я слышала про этот дурдом толерастов, которые обвиняют русские сказки в жестокости.
Они бы ещё обвинили дождик в мокрости, снег в колкости, а гром и молнию вообще запретить!
Ссылку не надо, Люба, не буду читать и тем более комментировать, не стану идиётам рейтинг поднимать!
Пусть гробят своё потомство, как им хочется!
Свобода и толерантность прекратят их род и без моей помощи.
1 Ответить
Однажды был слушателем замечательного пересказа сказки про колобка: в авторском варианте лису спугнули дети из детского сада, которые вышли в лес на прогулку. Колобка они забрали с собой и подружились с ним. Ребенок задал резонный вопрос рассказчице: "А они его потом в столовую отнесли и съели?", на что та остроумно ответила: "Нет, он же по земле катался, с ним только играть можно было".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, вот я и говорю, что можно и нужно варианты иметь в запасе!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Помню, когда читала младшему брату сказки, он часто пугался волка.
Я ему просто всё по ходу изложения старалась объяснять. Думаю, что такие "добавления" от старших не бывают лишними. Малышу всё становится более ясным, и он уже не будет бояться.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, спасибо за поддержку!
Оценка статьи: 5
1 Ответить