Я над вами немного пошутила. Вопрос этот — из разряда «на сообразиловку», в его основе игра слов заложена. Наверное, испокон веку лапша, о которой речь, была самым распространенным блюдом в деревенской жизни. Продукты для нее были отличные, времени на приготовление этого горячего, сытного, вкусного блюда требовалось менее самого-самого минимума!
А не было лапши домашней, была просто лапша, потому что не было не домашней, магазинной — магазинов во множестве сел и деревень не наблюдалось. Я вам гарантирую это до конца 60-х годов прошлого века. В наш колхоз входило пять деревень на ту пору, первый и единственный магазин с горем пополам открыли на центральной усадьбе. Да, такая вот глухомань была за полторы сотни километров от Нижнего Новгорода, до райцентра — 25 км бездорожья, отсутствие какого-либо транспорта до автобуса или поезда.
Способ приготовления лапши был и тогда такой же, если не считать, что яйца были от кур с собственного подворья, а вода — родниковая. Но вот готовили из нее лапшу молочную, за исключением Великого поста. Пост, сами знаете, очень длинный. Детей не заставляли поститься, но мы не были против поесть и это блюдо в постном варианте. Вприкуску к нему были соленые огурцы и капуста, заправленные подсолнечным маслом.
О масле стоит сказать отдельно. Оно было настоящим подсолнечным: с запахом на всю избу, с оооочень вкусным вкусом! Разновидностей растительного масла не помню, но конопляное было. Конопля еще не была наркотиком, ее сеяли на частных участках. Тресту уже не мяли, но масло делали и семечек конопляных по праздникам по горстке ребятишкам выдавали.
К лапше вернемся. Подтверждаю нынешние рецепты: тесто плотное и раскатывать его нелегко. Размеры пласта были довольно большие — это сейчас их сдерживают границы сковородки или противня. А тогда такая посуда и не требовалась.
Помню, у бабушки была длинная гладкая палка, на которую она навешивала пласт теста и протягивала к горячим углям, когда только-только догорали дрова. Тесто было очень тонкое и на весу пропекалось отлично. Стряпуха давала краешкам подрумяниться, даже подгореть чуток — лапша потом в готовом блюде была нарядной, более аппетитной.
Я понимаю, что вам знакомо такое блюдо как сочники или сочни, но прошу не путать с сочнями, которые на деревенском языке означали вот этот бабушкин пласт теста, свернутый потом в рулет. Без ничего! Без сдобы в тесте, без начинки.
Сегодня в тесто для сочней кладут сметану, сливочное масло, сахар, а начинка — десятки вариантов! Как в пирожки. А пирожок — это не что иное, как тесто с творогом, яблоками и с чем угодно ещё.
Тот, наш, деревенский сочень — пласт теста — и был просто сочень. Итак, его сворачивали рулетом и нарезали, как это и сейчас делают: мелко-крупно, полосками-ромбиками. Но готовили из него только молочную лапшу, делая это крайне просто: заливали кипящим молоком и — голодающим на стол. Для пущей сытности мы прикусывали домашний ржаной, с корочкой хлебушек.
В доме запас такой лапши всегда имелся, заготовить его было просто. Нарезали, растеребили руками полоски и расстелили на большой — во весь стол — разделочной доске. Подветрит нарезка несколько часов, закладывают ее в матерчатый мешочек и отправляют на полицу. Полица — это полка под потолком в непосредственной близости к печке. Там лапша подсыхала еще и могла храниться до самого ее съедения.
Наш сочень представлял собой нынешний лаваш, из которого делают разные закуски. А бабушка из сочня часто делала конвертики. Обычно из середины пласта вырезала всем по лоскутику, сворачивала кулечки и наполняла их горячей кашей, творогом, луком с яйцом, толченой картошкой с маслом или сметаной — что случалось на тот день под рукой. Такой был завтрак.
А окрайки пласта шли на лапшенник: их ломали, заливали смесью молока и яиц и отправляли в вольную. То есть печка протопилась, труба закрыта, сама топка заслонкой закрыта, и там в жару готовятся блюда долгого приготовления: каша, залитая сметаной картошка, пареные овощи, молоко топленое с пенками.
После использования сочня оставались крошки, а иногда их специально делали из мелких обломков пласта: покрывали чистенькой тряпицей и проходили несколько раз скалкой. И получалось не то чтобы мука, а мелкая-мелкая крошка, из которой готовили сброд — от слова брожение, а не то, что, мол, негодные остатки.
В кипящее молоко запускали пару горсточек этого порошка и непрестанно размешивали. Свариваясь, становясь гуще, масса не переставала двигаться по чугунку, и было похоже на брожение. Получалось блюдо типа манной каши, про которую мы пока еще не слышали. Добавляли коровье масло (слова сливочное тоже в обиходе еще нет) и на ужин — нате вам, вкуснятинку! В связи с тем, что надо было постоянно размешивать сброд, варили его вечером, когда топили подтопок, когда все дома были. Кажется, холодным сброд не ели.
Цивилизация сломала все эти вкусные дела, и в первую очередь — русскую печку. Сейчас это сколько же ингредиентов складываем в одну миску, чтобы вкусно было! А сколько пальцев надо загнуть, чтобы перечислить составляющие блюд, которые я назвала? Один-два! Вот где шедевры кулинарии! А где теперь простая, вкусная не домашняя лапша?
+5
спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень верная статья! Спасибо! Но вот про магазины как-то неправильно написано. Мы с Вами земляки. Магазинов было довольно много, собственно сейчас добавилось 1-2 коммерческих. Магазины были, например, от леспромхоза, от Потребсоюза ("райповские"), были колхозные. Ну я не знаю ни одной деревни у нас, где не было бы магазина. Я про 60-е годы.
0 Ответить
KurAnt, спасибо за отклик!
Но я не могу ошибаться по поводу магазинов. Даже когда я вышла замуж и переехала в другую местность, я каждое лето проводила там у мамы - сначала с дочкой, потом с внуком.
Не знаю, какую Вы имеете в виду территорию, что в каждой деревне они были. Упоминаете леспромхозы, наверное, это - северные районы. Если вы знаете и всю область, то я могу привести конкретные населенные пункты, в которых вообще никогда не было торговых точек. В нашем колхозе, например, таких три было. У нас в селе магазин открылся именно в 60- годы.
Думаю, такая ситуация была во многих районах Горьковской области.
0 Ответить
тоже вспоминаю с грустью исчезнувшее настоящее ароматное подсолнечное масло и никакое нерафинированное из магазина даже отдаленно его не напоминает. а молочную лапшу мама в курской обл делала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно написано!
Мне даже в голову раньше не приходило эти слова - "деревня" и "лапша" поставить вместе.
Часто в деревню ездить не доводилось, но тогда, когда приходилось там бывать - ни разу не видела, чтобы там делали лапшу. А ведь вот, оказывается, делали!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нынче бы сказали: дежурное блюдо
0 Ответить
Спасибо за статью!
Так ярко и образно написано - наслаждение читать, словно сама побывала в деревне тех времён.
С теплом,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О деревне рассказываю потому, что грущу и с благодарностью вспоминаю....
0 Ответить
Прочитав статью, я подумала, что сделать настоящую деревенскую лапшу не очень-то и легко. Это надо тесто замесить, раскатать, потом ещё и довести до нужной кондиции, удерживая его, как виртуоз-фокусник, возле углей. Но когда рука набита, тогда уже и проще, наверное.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена, а русской-то печки все равно нет. Разве что на костре попробовать запечь...
1 Ответить
Любовь Дубинкина, по-моему, костер сам по себе для этого дела не подойдет, а вот большое количество углей от него - могут печь заменить. В детстве пробовал необычные блюда, которые вот так в закопанной в угли толстостенной металлической посуде готовил сосед по даче. В отличие от моих бабушки и дедушки, которые были приверженцами урбанистической и неандертальской кухни соответственно, он обращался к сложным древним технологиям готовки пищи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот про неандертальскую кухню недавно случайно читала. Заинтересовали современные исследования их кухни по раскопкам.
1 Ответить
Любовь Дубинкина, точно могу утверждать, что современные историки проводят очень любопытные эксперименты, возрождая древнейшие рецепты, которые стали известны благодаря исследованиям накипи на найденных археологами образцах посуды.
Возможно, в Ваших краях есть сообщества этнографов. Они могут заинтересоваться теми рецептами, которые Вы описали, а так же предоставить классическую печь для приготовления образцов "не домашней" лапши.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, это вряд ли...
0 Ответить