Разбирала я недавно свои архивы, разного рода записи, дневники, и нашла старую тетрадочку — путевой дневник 1959 года, который как-то сохранился, несмотря на многие перепетии в жизни и многочисленные переезды. В дневнике подробнейшим образом описана наша студенческая практика между 2 и 3 курсом университета.
Думаю, многие современные студенты даже не поверят, что такое было возможно в советское время, ибо это была не просто практика, а путешествие с учебно- познавательной целью по Волге и нескольким поволжским городам за счет университета.
Прежде чем рассказать об этом путешествии, несколько слов вообще о студенческих практиках во время учебы.
Училась я на географическом факультете Ленинградского Университета. После 1, 2 и 3 курса у нас были учебные практики, а после 4-го — уже производственная, ближе к будущей профессии.
За учебный год изучалось много предметов, требующих подкрепления практическими навыками: физическая и экономическая география, гидрология суши, климатология и метеорология, геология и минералогия, геодезия и картография, ботаника и почвоведение. Поэтому на практику отводились три летних месяца (июнь, июль и август), а каникулярным был сентябрь.
Университет имел учебную базу в поселке Саблино, по московской ветке железной дороги. Хотя современное официальное название поселка — Ульяновка, но мы его по-прежнему называем Саблино. Это живописное местечко знаменито своим подземным миром, саблинскими пещерами, каньонами и водопадами, обрывистыми берегами реки с обнажениями.
База находилась на берегу речки Саблинки, притоке реки Тосно. По нынешним временам, она была скромная — несколько жилых бараков для студентов, пара деревянных зданий с лабораториями и администрацией. Там мы и приобретали практические навыки: по климатологии-метеорологии вели наблюдения за погодой — был небольшой метеопост; по геологии — исследовали и описывали обнажения горных пород у берегов реки Саблинки, работали с минералами.
Измеряли скорость течения рек Саблинки и Тосно в разных местах, изучали пробы почв, проводили геодезическую съемку местности с помощью нивелира и теодолита, затем составляли по этим результатам карту местности.
Кроме обязательных предметов нас еще обучали фотографировать популярным тогда фотоаппаратом «Смена». К сожалению, фотографии у нас получались некачественные, так что даже то, что сохранилось, не годится для публикации. Поэтому прошу простить за такие блеклые черно-белые фотографии, которые все же сохранились за столько лет.
После завершения практических работ мы писали подробные отчеты и сдавали зачеты. Помимо студентов-географов, в Саблино практику проходили и студенты геологического факультета, некоторые из них уже бывали в экспедициях. Поэтому, когда вечерами все студенты собирались у костра, геологи рассказывали много интересного о тех краях, где побывали. А ещё они знали много замечательных песен! Какие это были прекрасные вечера!
После второго курса первую часть практики мы проходили опять в Саблино, потом три недели изучали лесное хозяйство в поселке Кузнечное под Приозерском, а в конце июля наша группа эконом-географов отправилась в учебно-познавательное путешествие по крупным городам Поволжья.
Вот о нем-то я и расскажу в следующих частях статьи. Весь материал почти дословно взят из моего дневника, сохранены старые названия городов. Прошу не судить слишком строго за некоторую восторженность впечатлений, мы были так молоды!
А-а-а-а!
Так Вы на ул Смольного учились!
Раз геофак ЛГУ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
...проводили геодезическую съемку местности с помощью нивелира и теодолита
Ха-ха, Гера!!
Это - наша практика по инженерной геодезии. Тоже лето. Июль. Питер, Озерки. Как видишь, погода стояла расчудесная, озера рядом, поэтому мы больше дурачились, чем работали с нивелиром и теодолитом.
По количеству приборов нашу группу разбили на три подгруппы. И все они делали топографическую съемку ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ местности. Естественно, каждая подгруппа по итогам съемки сделала СВОЙ геодезический чертеж местности. Пришли на защиту... Я посмотрел все три чертежа ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ местности и чуть не упал. На всех чертежах местность была РАЗНОЙ!!
Ничего, защитили отчет по практике и пошли дальше.
0 Ответить
нас еще обучали фотографировать популярным тогда фотоаппаратом «Смена».
"Смена" был популярным студенческим фотоаппаратом не только в конце 50-х. Те снимки, что я прикрепил к своим комментам, тоже сделаны "Сменой". В конце 70-х, начале 80-х мы снимали "Сменой-8М". Думаю, что это был аппарат, по своим техническим характеристикам, более продвинуты, чем тот, которым снимали вы. Но качество моих снимков более качественным с технической точки зрения аппаратом даже рядом с твоими, Гера, не стоит. Так что научили вас снимать очень даже хорошо. Правда, правда, Гера. Хорошие у тебя снимки, куда лучше моих. Кстати, мы снимали "Сменой-8М", а вы?
На снимке: это мы только получили приборы на кафедре и собираемся идти к трамвайной остановке, чтобы выдвигаться в сторону Озерков.
0 Ответить
Замечательный рассказ из собственных воспоминаний у Вас получился!
Да, студенческие годы вообще - лучший период в жизни. Столько романтики, столько всего интересного! А уж у студентов, которые учатся на факультете географии и геологии, наверное, всего этого больше, чем у остальных.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, большое спасибо! Наше поколение было счастливым...
0 Ответить