Путешественники выбрались из зарослей водных растений. Перед ними открылась площадка, усыпанная гладкими камушками. На краю площадки возле большого камня примостилось жилище ручейника. Оно было сооружено из кусочков коры, веточек и листьев. Украшением служили разноцветные крупные песчинки, выложенные в форме овалов и кругов.
Паучок и муравей направились к домику, надеясь увидеть хозяина и поговорить с ним. Вдруг один из камушков шевельнулся, приподнялся и медленно двинулся в их сторону. Друзья замерли на месте, узнав в движущемся камушке опасного водного хищника — плавта. Но тот, казалось, не замечал странных белых существ — он продвигался к своей цели. Вот плавт напружинился и быстро прыгнул под листок. В следующий миг он спокойно повернулся и направился на прежнее место, держа в передних конечностях личинку.
«Наверное, это личинка стрекозы», — подумал Любознайка. Он часто наблюдал в саду за этими красивыми насекомыми. Полина, когда их видела, восторженно говорила: «Бабуля! Посмотри, какие прелестные стрекозы прилетели сегодня к нам». Как-то бабушка рассказывала внучке, что стрекозы живут недолго, откладывают яйца и погибают. А вот их личинки несколько лет живут в пруду, прежде чем превратиться во взрослое насекомое.
Путешественники подошли к жилищу ручейника, но хозяина не застали и отправились дальше.
— Мне больше понравились домики из ракушек, — сказал Многознайка, — ты заметил, как уложены ракушки на них?
— Не обратил внимания, — отозвался паучок.
— Ты всё время спешишь, вот и не замечаешь многого. Ракушки уложены по спирали, как чешуйки на шишках. В нашем саду под ёлкой много шишек, и я их хорошо рассмотрел.
Паучок вдруг закашлялся и сказал:
— Пойдём к батисфере — похоже, что воздух в баллоне заканчивается. Поменяем баллоны и ещё немного погуляем по дну.
Друзья развернулись, но то, что они увидели, заставило их прийти в ужас.
— Мы погибли, — прошептал Любознайка.
— Да, кажется, это конец, — подтвердил Многознайка.
Возле каната, привязанного к шару, возилось какое-то огромное, пятнистое существо с длинными усами. Оно старательно грызло канат. Вскоре канат разорвался, а существо открыло носом люк и заплыло внутрь.
— Это аквариумная рыба, сом. Я таких рыб видел в аквариуме в доме, где живёт Поля. Но как он попал в пруд? Бабушка говорила Полине, что их пруд очень маленький и в нём не водятся даже мелкие рыбы.
— Его могли выбросить сюда люди, они на всё способны: надоели рыбки, вот и выбросили, — отозвался Многознайка.
Тем временем канат быстро пополз вверх и вскоре скрылся из виду.
Дежуривший на берегу Квак увидел дёргающийся канат и понял, что у друзей возникли проблемы. Он ухватился за канат и почувствовал, что шара на том конце нет. Раздумывать было некогда и лягушонок, не мешкая, нырнул под воду. Увидев торчащие из люка усы, Квак подплыл к шару, ухватился за усы и, отбросив рыбину подальше, заглянул внутрь. Батисфера была пуста.
«Надо обследовать дно. Главное, не опоздать — запасов воздуха в баллонах хватит ненадолго», — решил Квак.
А в это время Многознайка заметил невдалеке длинный стебель водного растения, который поднимался к самой поверхности пруда.
— Это наша единственная возможность спастись, — сказал он и начал карабкаться по стеблю. Любознайка последовал за ним. Стебель был опутан водорослями, и ползти по нему было очень сложно. Приходилось часто останавливаться, разрывать водоросли и распутывать лапки, застрявшие в них.
Вдобавок ко всему воздух в баллонах заканчивался, и друзьям всё труднее становилось дышать.
Наконец показались листья, плавающие по поверхности пруда. Из последних сил муравей, ползший впереди, сделал ещё несколько шагов и высунул голову над водой. Его увидел Серый. Он подхватил муравья, усадил на лист кувшинки и стянул скафандр. Глотнув воздуха, Многознайка показал на стебель и еле слышно проговорил:
— Там Любознайка, помоги ему.
Серебрянка нырнул в воду и увидел ползущего по стеблю паучка. К нему спешил Квак.
Но не успели друзья добраться до паучка, как неизвестно откуда появился водяной скорпион. Его вытянутое гладкое тело, похожее на гниющий листок, сложно было заметить среди растительных зарослей. Молниеносным броском скорпион подскочил к паучку, схватил его за задние лапки и потащил к себе. От неожиданности Любознайка поджал конечности, и в цепких лапах скорпиона остались лишь обрывки скафандра.
Паучок, почувствовав лёгкость в лапках, проворно полез вверх. Но хлынувшая в скафандр вода остановила его. Любознайка наглотался воды, закашлялся и начал безвольно скатываться вниз.
В этот момент подоспел Квак и широко открыл рот. Паучок бухнулся прямо на язык спасателю. Лягушонок быстро вынырнул из воды, наклонил голову и открыл рот. Паучок вывалился на траву.
Любознайка лежал, не подавая признаков жизни. Муравей растерянно смотрел на него и повторял:
— Бедный мой друг, бедный мой друг…
Подбежавший серебрянка начал стаскивать с паучка скафандр, потом принялся разминать лапки паучку. Отдышавшись, Квак схватил Любознайку за задние лапки, приподнял и немного потряс. Из паучка вылилась вода. Потом лягушонок уложил его на траву и принялся легонько массировать грудь.
Наконец паучок пошевелил лапкой, потом второй, третьей, и вскоре все его восемь лапок пришли в движение.
Любознайка откашлялся, огляделся и еле слышно произнёс:
— Кажется, я живой…
— Живой! Живой! — радостно закричали друзья.
Так закончилось подводное путешествие паучка-крестовика и садового муравья.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...