В романе Веслава Мысливского «Камень на камень» его главный герой, Шимон Петрушка, констатируя, что нынче в деревне осталось от силы пяток акаций, вспоминает:
Раньше акации для телег сажали. Есть у тебя перед хатой акация, считай, и телега есть. Ну, может, без дышла и боковин. Дышла хорошо делать из молодого дубка, а боковины — из сосновых дюймовок. Зато были у тебя дроги, сиденья, подоски, сницы, подушки, вага, валек, шкворни, чеки, ну и колеса. А для колес нет лучше дерева, чем акация. Даже дубовые не сравнятся. Очень уж они твердые и трескаются легко.
Но это он так, на основе своего крестьянского опыта определяет, на что сгодится материал той или иной древесной породы. А вообще-то, есть целая наука, предметом которой является:
- строение древесины, химические, физические свойства собственно древесины и её коры, их природная изменчивость;
- пороки древесины;
- стойкость её к воздействию физических, химических и биологических факторов;
- характеристики древесины различных лесных пород.
И уже изучив все эти особенности древесины, на научной основе делается вывод, где и как можно использовать материал из древесины той или иной породы.
Наука эта называется древесиноведение, и её изучение является обязательным для любого лесотехника, не важно, студентом какого учебного заведения (среднего специального или высшего) он является. Ну, и я, естественно, не был исключением из правил. Когда-то и мне пришлось не только прослушать курс лекций, выполнить ряд практических работ по этому предмету, но и сдать экзамен по нему. Вот о последнем и хотелось несколько подробнее.
В качестве одного из экзаменационных заданий нужно было по деревянному бруску, имеющему поперечный (торцевой), радиальный и тангенциальный срез, определить — какой он древесной породы. Конечно, человеку неподготовленному сделать это крайне сложно, если вообще возможно. Но подготовленный специалист знает, что для определения рода, а иногда и вида древесного растения (идентификации пород) используют самые разные признаки.
Ну, например, наличие ядра, которое хорошо видно на поперечном и радиальном срезе (на тангенциальном его обнаружить нельзя, его там просто-напросто нет). Многие древесные породы (береза, ольха, липа, граб, клен, самшит, груша, орешник) не имеют визуально выделяющегося ядра.
Или наличие, размеры, окраска и число сердцевинных лучей — светлых блестящих линий, расходящихся от сердцевины к коре по радиусам. Сердцевинные лучи есть в древесине всех пород, но у очень немногих из них они настолько широки, что ясно видны на поперечном разрезе невооруженным глазом. При этом вот такие широкие лучи делят на настоящие и ложноширокие (агрегатные), которые состоят из пучка близко расположенных друг к другу узких лучей. Настоящие широкие лучи есть у дуба, бука, платана; ложноширокие — у граба, ольхи, лещины…
В общем, таких признаков — как основных, так и дополнительных (блеск, текстура, плотность и твердость) — в арсенале хорошего лесотехника… Вагон и маленькая тележка! Ну, очень много.
А ещё… Древесина некоторых пород обладает характерным цветом. И это тоже позволяет легче конкретизировать (идентифицировать) её породу.
В общем, все это нужно было нам к экзамену выучить, как «Отче наш», и отвечать так, чтобы от зубов отскакивало. Иначе… Плакала родимая стипендия (или мы по ней) горючими слезами. Нет, так-то преподаватель был неплохой, сильно не зверствовал и «удава» получить на экзамене большого труда не составляло. Но! С «удавом» ты пролетал мимо стипендии, как та фанера над крышами славного города Парижа. Поэтому экзамен надо было сдавать, как минимум на «хор».
Но учить все эти основные и дополнительные признаки… Их же — вагон! Нет, целый состав вагонов! Даже если бы и очень захотеть… Нет. Это как раз-таки тот случай, когда наши желания явно не совпадают с нашими возможностями.
Но экзамен… Он ведь так же неотвратим, как и мировая революция. И?! Сакральный вопрос всей русской интеллигенции (в т. ч. и технической): «Что делать?!» «Что-что»… Да ничего! Надо просто идти и сдавать. Сдавать это проклятое древесиноведение.
Теоретический вопрос, на удивление, проскочил у меня как-то довольно быстро и безболезненно. Соответственно, ассистент выдал мне три деревянных калабашки, у каждой из которых есть поперечный (торцевой), радиальный и тангенциальный срез, и я потопал на своё посадочное место за свободным столом. Сел за него и первым делом…
Если кто-то подумал, что первым делом я начал внимательнейшим образом рассматривать каждый из брусков на предмет выявления основных и дополнительных признаков, по которым можно идентифицировать древесную породу, из ствола которой вырезана та или иная калабашка… Он глубоко заблуждается. Первым делом каждый брусок нужно… Понюхать!
Хвойные породы древесины чем отличаются от лиственных? Нет-нет, не только тем, что у них вместо листьев — хвоя. В данном случае этот родовой признак нам ничем не поможет. Дело в том, что древесина хвойных пород — смолистая! Именно поэтому древесина хвойных пород более востребована, например, в том же строительстве. Ведь смола — натуральный антисептик. А значит, при прочих равных условиях, дом, построенный из хвойной древесины (лиственницы, сосны
Но у смолы есть ещё одно свойство. Она имеет характерный, легко улавливаемый запах. Итак, нюхаем. Нюхаем все три деревянных брусочка. Ага… Вот он, характерный смолистый запах. Получается, эта калабашка — из древесины хвойных пород, а оставшиеся две — лиственные.
Но дальше-то что? Тех же хвойных — целая гуталиновая фабрика! Кедр, ель, пихта, сосна, лиственница… А лиственных пород — и того больше. Так что же конкретно передо мной на столе?!
Чтобы это определить и идентифицировать древесную породу, на каждом столе лежит самая обычная лупа. Просто ряд идентифицирующих признаков (например, узкие сердцевинные лучи) хоть и трудно, но различимы невооруженным взглядом. А если этот самый взгляд ещё и вооружить… Эти признаки будет обнаружить несколько легче. Соответственно, берем лупу в руки и начинаем внимательно обследовать все срезы брусочка.
Начинаем с того, который определили как древесину хвойных пород. Поперечный срез… Ничего. Радиальный. То же самое. Танген… Вот! Две маленькие, едва различимые даже в лупу, буковки, выведенные на древесной поверхности среза остро… Очень остро отточенным карандашом! Две маленькие буковки — «МО».
Итак, какая хвойная порода начинается на «МО»? Ель, сосна, лиственница… Нет, не то, не то, не то… Можжевельник… Можжевельник, что ли?! Да разве с него удастся вырезать такой приличный по размеру брусок? И чтобы развеять все сомнения, толчок в спину сокурсницы, что сидит перед тобою:
— Светка! Да сиди ровно, не дергайся. Не привлекай к себе внимание! Слушай, какую ты знаешь хвойную лесную породу, начинающуюся с «мо»?
— С «мо»?.. Можжевельник. Больше ничего не знаю.
Так… Значит, точно, можжевельник. С этим бруском разобрались, пошли дальше.
Что у этого на том же тангенциальном срезе? «ЛИ». Ну, уж явно не лиственница. Это же лиственная порода. Что там у нас из лиственных на «ли»? Ли… Липа! С этим бруском тоже все в норме.
И последний… Что тут у него? «ГР». Ха, да тут и думать нечего! Граб!
Теперь методом «от обратного» нужно расписать профессору, как мы определили все эти древесные породы.
Первое. Можжевельник. Что тут у нас с ядром? Есть? А как же! Древесина ядровая. Ядро серовато-коричневое с матовым блеском. Годичные слои узкие, извилистые, хорошо заметные на всех разрезах. Ранняя часть годичного слоя резко переходит к поздней, которая слабо развита. Смоляных ходов нет.
Следующий брусок. Липа. А тут? Ядро тоже в наличии. Ядро светлое. Выражено неярко, по своему цвету не отличается от заболони. Древесина светлая, с красноватым оттенком… Ша, да она, если её чуть повернуть, ещё и блестит! С матовым блеском. Сердцевинные лучи на поперечном срезе практически не видны. Но видны же все-таки! Так и запишем: «видны неясно». На радиальном срезе лучи образуют ясно видимые, небольшие по длине «зеркальца». Годовые кольца… Тоже различимы слабо.
Граб… Что там у нас с грабом?..
* * *
— Молодой человек! Я вижу вы уже готовы? Подходите, присаживайтесь. Давайте мне ваши бруски, листочек. Посмотрим, что вы идентифицировали. Так, так… Можжевельник. Да, все верно. Липа. Правильно. А это… Молодой человек… Да какой же это граб? Вот, посмотрите поперечный срез. Где характерная для граба «дождевая сеточка»? У него же… Помните? Сердцевинные лучи у граба одновременно двух типов — узкие и ложно-широкие. Причем последние хорошо видны на поперечном разрезе в виде белых, иногда несколько изогнутых, радиальных полосок…
Ох… Не граб! Тогда что ещё из лиственных может быть на «гр»?! Груша, что ли?.. Но какая же это лесная порода? Это же плодовое дерево. Оно в саду растет! Стоп. А на хуторе. У тетки… Куда мы ходили собирать грушу-дичку? В лес! Значит, груша может и в лесу… Правильно! Может. В качестве подлеска!
— Извините, профессор. Конечно! Какой тут граб… Как же я не обратил на это внимание? Разрешите брусок. Да-да! Да тут по одному буровато-красному цвету можно догадаться, что это груша. Вот, ядра нет. Годичные слои и сердцевинные лучи еле видны. Если только с лупой. Позволите?
* * *
Вот так, из-за этой проклятой «дождевой сеточки», я и получил по древесиноведению «хор». Отчего, впрочем, не сильно-то и расстроился. Главное… Ура-ура! «Степуха» — в кармане!
Константин, завидная у вас память.
0 Ответить
Спасибо, Леонид.
Как-то не обращал внимания. Вроде, память, как память. Говорят, по жизни запоминается исключительно хорошее, плохое, в целях самосохранения организма, забывается. Наверное, если такое утверждение верно, не такая уж у меня и плохая была жизнь, если многие её события помнятся до сих пор.
А так, - да, Вы правы. Скинул ссылку на этот рассказ своим бывшим однокурсникам (а их у меня много, я ведь начинал с одними, а заканчивал - с другими и уже заочно), так некоторые даже не помнят этот предмет. Наверное, сработало "золотое" студенческое правило: "Сдали и забыли"
Некоторые помнят предмет, но не помнят, кто нам его читал. А я хорошо помню профессора, что читал лекции. Даже фамилию. Правда, его имя-отчество забылось, но, думаю, если поискать в Сети, можно восстановить. Но вот женщину, которая вела практические, помню значительно хуже. Во всяком случае, ФИО напрочь стерлись из памяти. Хотя практические занятия мне нравились значительно больше.
0 Ответить
Константин, с нескрываемым интересом читал Ваш отклик, и вот почему - Вы родились в год, когда я закончил институт. Запомнились моменты студенческой жизни, например, первую пятёрку получил по сопромату, преподаватель был очень удивлён. На собеседовании по аналитической химии не мог ответить - чем концентрация отличается от растворимости вещества, поэтому запомнил: концентрация - предельная растворимость.
0 Ответить
Ну, у нас химии было, как я понимаю, значительно меньше. Но неорганическую химию, что сдавали в первом семестре на первом курсе, помню очень хорошо. Вообще, как мы сдавали экзамены первого семестра у меня расписано в рассказике "Что такое коллективный подряд и какая от него польза? Студенческие байки" - https://www.shkolazhizni.ru/prozazhizni/articles/91202/
Там и о неорганической немного. Из того же, что осталось за рамками рассказа, хорошо помню, что один из вопросов, доставшегося мне экзаменационного билета, был - осмотическое давление. Сейчас, хоть расстреливайте, ничего по этому вопросу сказать не смогу, но тогда, прямо вживую, в памяти всплыла страничка учебника с этим вопросом и даже картинка, его иллюстрирующая. Ну, я её и воспроизвел на листочке. И не иначе, как с перепугу, удостоился за свой ответ отличной оценки...
Если у вас первая пятерка была по сопромату у меня - по неорганической химии. Хотя, школьной базы по химии у меня практически не было. Вот, как я учил химию в школе: "Зачем мне ваш пропан-бутан? Школьные годы чудесные" - https://www.shkolazhizni.ru/prozazhizni/articles/101217/
0 Ответить