• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как жили театралы в 1970−80-е годы?

В наше время, наверное, на любой спектакль можно попасть — достаточно только не пожалеть денег. В советское время было не совсем так.

Фото: кадр из фильма «Театр»

В те годы был слой профессиональных специалистов по театральным билетам. Различными путями они выкупали значительную часть билетов на спектакли, пользующиеся спросом, а потом через сеть сбытчиков продавали их по ценам в несколько раз больше номинала. Так что если деньги были в достатке, очень просто можно было получить билеты в лучшие театры.

Сразу после свадьбы в 1982 году мы с молодой женой выехали на неделю в «свадебное путешествие» из Ленинграда в Москву. Деньги у нас были, знакомые в Москве — тоже, потому билет в Большой и в Театр Сатиры мы купили у них запросто. И что, что стоили эти билеты раз в 5 дороже, чем на них было обозначено? Все-таки то была «медовая неделя», сколько-то потратиться было не грех.

А вот покупка билетов в ленинградские театры — это было приключение. В 1970−80-е мы по театрам ходили довольно часто, и каждый раз 3−5 номиналов было бы нам не по карману.

В Ленинграде того времени было много театров. Многим нравился Театр Комедии, очень интересен был Учебный театр на Моховой, там я смотрел «Братья и сестры» и «Все звезды». Оба спектакля были великолепны.

«Братья и сестры» — очень глубокий и умный спектакль, а «Все звезды» — просто очень интересный капустник, но студент Максим Леонидов изумительно и невероятно уважительно «показал» там уже умершего к тому времени Джо Дассена. А ведь его будущей всесоюзной славы и бит-квартета «Секрет» тогда еще и не намечалось, наверное.

Все же тремя лучшими театрами города в то время были БДТ (Большой Драматический театр режиссера Георгия Товстоногова), Театр им. Ленсовета (режиссер Игорь Владимиров) и Театр им. Комиссаржевской (режиссер Рубен Агамирзян).

Подходов к лучшему театру тогдашнего Ленинграда (БДТ) я так и не нашел. Покупал их билеты, часто заглядывая в театральные кассы, которые тогда были по всему городу. Время от времени удавалось купить билет в БДТ — «с нагрузкой». Купишь пару билетов на что-то «некондиционное», а к этому — становишься обладателем пары билетов на спектакль БДТ.

Кстати, в качестве «нагрузки» я как-то сходил в БКЗ Октябрьский на концерт цветомузыки Скрябина — и это оказалось на уровне спектакля БДТ, а то и лучше.

Когда в БДТ шла продажа билетов на спектакли, там была какая-то хитрая очередь из жучков, обычному человеку ловить было нечего. Хоть я и пытался несколько раз, но всегда пролетал мимо билетов.

С театром им. Ленсовета у меня получалось ненамного лучше. Три раза в месяц они продавали билеты на свои спектакли на декаду вперед. Очередь там тоже была жесткая, а морозы в Ленинграде (ныне — Питере) зимой бывают довольно сильными, да и с ветерком они обычно случаются. Но хотя бы на один спектакль мне каждый раз удавалось купить билеты. Хотя театральные жучки и в этой очереди все первые места занимали. Но «Люди и страсти» я там все же посмотрел. Игорь Владимиров, наверное, был сложным человеком. Но как режиссер, он — гений, один из лучших.

Лучше всего у меня получалось с билетами в театр им. Комиссаржевской, который тогда был театром Рубена Агамирзяна. Великий режиссер делал великолепные спектакли, и я не уставал на них ходить. И актеры там и тогда тоже были хороши: Станислав Ландраф, Иван Краско и многие другие актеры и актрисы.

Труднее всего было купить билеты на трилогию «царей» — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Алексей Толстой написал эти пьесы в 1866—1870 годах, их многократно ставили в дореволюционное время. Но главный режиссер театра Рубен Агамирзян нашел способ поставить эти пьесы так, что они стали злободневными и в наше время.

Полагаю, что спрос на билеты «на царей в Комиссаржевскую» был не меньший, чем на лучшие спектакли БДТ. Но и другие спектакли — «Гнездо глухаря», «Читаем Стриндберга», «Легенда о шутовском колпаке», «Синие кони на красной траве» — стоили внимания зрителя. Каждая пьеса — шедевр, в каждой было что-то свое, пища для размышлений, для роста над собой.

Потом многое в жизни поменялось, мне пришлось отойти от посещения театров. Теперь эти и другие спектакли я с удовольствием смотрю в Интернете.

Как жаль, что все это закончилось, ушли Товстоногов, Владимиров, Агамирзян, многие другие. Да, пришли новые режиссеры, но у них свой взгляд на жизнь и на театр. Вот после Аркадия Райкина пришел Константин — и великолепный Театр Миниатюр Аркадия Райкина превратился… в нечто другое. В чем-то оно, может быть, и лучшее. Но старое ушло безвозвратно, остались только видеозаписи тех неповторимых спектаклей.

Статья опубликована в выпуске 3.06.2024
Обновлено 19.07.2024

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ...Мне довелось побывать на живом спектакле А. Райкина в его театре. Эт-то было впечатляюще ! Особенно быстрые переодевания. ...А И.Владимиров, который был в главной роли к/ф "Твой современник"? Там мне запомнился эпизод, где учёный наставляет главного героя как надо правильно есть и жить. Почему такие к/ф не показывают теперь по ТВ? Оценка 5.

    • Сергей Дмитриев, я тоже, в самом конце Райкина, был на одном его спектакле. Это был Мастер.
      А что до старых фильмов - у нас на кабельных каналах есть каналы старых фильмов, там очень иного древнее показывают.
      Почему не показывают на общих?
      Так Эрнст&Co работают на западников - потому сколько-то нормальные спектакли/певцы/передачи - только на сети, а на каналах стремятся ничего умного не пускать - тактика оглупления охлоса.

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 4 июня 2024 в 14:41 отредактирован 4 июня 2024 в 14:53 Сообщить модератору

    Да, достать билеты на хороший спектакль было не так-то и просто. Честно говоря, ни одного раза не прибегал к услугам театральных "жучков", перекупщиков билетов.
    Зато если появлялась какая возможность попасть на что-то интересное, то почему бы ей было не воспользоваться, пусть .даже с приключениями. Так даже интереснее всегда было, тем более в юности.
    Помню как-то году в 1976-м с друзьями сорвались из Куйбышева в Ригу, потому что в местном Русском драматическом театре впервые в Союзе поставили "Утиную охоту", до этого Вампилов повсеместно был под запретом. Утешали себя тем, что если не попадём, то отлично "оттянемся" с пивом "Сенчу" на взморье. В результате и пиво попили и на премьеру попали, причём добрая половина зала оказалось, как и мы, приезжими.
    Уже в Москве, в конце семидесятх годов приходилось по ночам стоять в полулегальных очередях у Театра на Таганке, но удалось попасть и на "Гамлета" и на "Антимиры". Про эти очереди и приключения в них можно будет как-нибудь написать воспоминания.
    Но интереснее всего вспоминается, как мы будучи ещё старшеклассниками проникали на концерты в местную Филармонию в городе Фрунзе.
    Там же жарко, а в шестидесятые годы кондиционирования никакого в залах не было, только вентиляция. Зрителей запускали в душный зал, а во время антракта желающие выйти на воздух, или покурить, выходили на улицу , а контролёр выдавал им каждому контрамарку. Они потом по ней и заходили назад .
    Нас этот процесс не интересовал, потому что другая часть зрителей выходила из зала во внутренний двор филармонии, довольно большой. Вот там никаких контрамарок не предусматривалось. Мы этим активно пользовались, перелезая через хилый забор, просачиваясь через "зелёную изгородь", да и остальные пути нами были хорошо изучены.
    Ничего страшного, что приобщались к искусству только со второго действия, зато с приключениями и абсолютно бесплатно.
    Ещё успевали и автографы брвть, пока основная публика не подоспела из зала.
    Майа Кристалинская...
    Лили ИвАнова...
    Муслим Магомаев, когда он был ещё студентом в Италии...
    Вольф Мессинг...
    P.S.
    В отношении последнего тоже можно было бы поделиться воспоминаниями, т.к. "появление из-за забора" позволяло воочию увидеть массу его ассистентов и "посадных лиц" на концертах, но это уже другая тема.
    Так что встреча с "прекрасным" вдвойне приятна, когда она связана с приключениями.
    С этим культпоход по билету от перекупщика никогда не сравнится

    Оценка статьи: 5

    • Вот видите, Владимир Голубков, тема и у Вас прямо на статью тянет.
      У нас, пока я учился, у кого-то наладилась связь со студентами театрального - они в учебный театр проходили по студенческому. И они давали на пройти по своим студбилетам, если уже посмотрели или им что-то в спектакле не вошло.
      Одна девочка хвасталась потом, что ей, кудрявой блондинке, достался студбилет чернявого парня - и контролерша возбухала немного, но она нагло ответила, что билет ее - и прошла, фотку в студбилете увидела потом и все долго хохотали.

      Особенно удивительно было - когда в нагрузку к билетам в БДТ, кажется на "Пиквикский клуб" (тоже классика, один Басилашвили чего стоил!) - дали балеты в БКЗ "Октябрьский" на светомузыку Скрябина - как меня это представление захватило! Круче БДТ!