Кто-то ползает по трюмам кораблей, кто-то ходит по цехам заводов, кто-то ездит по узлам коммутации или сидит в офисе. Какие проблемы бывают у командированных?
Наверное, их несколько — как проехать (сначала туда, потом обратно), как выполнить задачу и чем питаться.
Проезд
Проезд до объекта обычно помогают организовать на работе. Обратно надо покупать билеты самому. Возвращение домой в наше время довольно простое дело, касс много, можно заказать билеты и по Интернету — лишь бы нужные рейсы были.
Вот в советское время возвращение домой иногда было довольно сложным. Я в те времена ездил в командировки в Ригу и Вильнюс.
Из Риги было довольно просто — в гостинице на первом этаже можно было заказать билеты до Ленинграда. А вот из Вильнюса вернуться было не очень удобно. Обычно ездили на Берлинском поезде, который там останавливался. Но продавать билеты на него начинали только за пару часов до отъезда, когда касса получала информацию о свободных местах в конкретном поезде. И купе брать получалось не всегда. Впрочем, плацкарта нас в те времена не пугала.
Работа и питание
Работа в командировке обычно ненормированная. С утра и до вечера ездишь по объектам, потом допоздна рисуешь и оформляешь будущий протокол договора с заказчиком. Неделя или больше. Затем в режиме диалога (командированный и представители заказчика) оформляется, корректируется и подписывается протокол — и можно покупать билеты домой. Правда, изредка бывают и выходные.
Однако работа — это работа, но и поесть, будучи в командировке, где-то надо.
Во времена СССР и в РФ в наше время — это две разные вещи. Во времена Советского Союза, как говорится, спасение утопающих было делом рук самих утопающих. Рядовых инженеров селили в таких гостиницах, где найти пищу было серьезной задачей, хотя пообедать почти всегда можно было на объекте в ведомственной столовой.
Впрочем, наш народ не унывал и находил в командировках свою прелесть, хотя та «прелесть» очень часто была связана со спиртным, в лучшем случаем — с пивом.
Итак, обед (на объекте) был гарантирован. На завтрак можно закупить чего-нибудь в продмаге — пакет кефира и булочку какую-нибудь. (Таким образом мы, сами того не зная, приобщались к культуре Европы, потребляя «европейский завтрак», состоящий из стакана/кружки чая/кофе/сока/кефира, а к нему булочка или бриошь). А вот с ужином надо было как-то подсуетиться, на голодный желудок спать неприятно. Но мы выкручивались: или находили где-то неподалеку кафешку, или покупали кефир и булочку и на ужин.
Хотя иногда, когда шли приемно-сдаточные испытания и в командировку приезжало начальство, всех приехавших селили не в простые советские гостиницы (при командировках в Вильнюс нас чаще селили в гостинице ДОСААФ, которая находилась в лесу, в 10 минутах ходьбы от объекта, резервного узла коммутации города и в 40 минутах езды на машине от того же города), а в роскошные, почти интуристовские, гостиницы в центре города. В таких гостиницах можно было поужинать, особенно шикарно было в гриль-баре, где мясо на гриле делали у нас на глазах. Было вкусно, но дорого.
Различия командировок в СССР и в РФ
Распался СССР, а командировки остались, ведь связь нужна всегда и всем. Потому инженеры-связисты ездили в командировки и в 90-е, и после. И, кстати, условия проживания в постсоциалистической Российской Федерации как-то довольно быстро улучшились.
Уже в середине 90-х в гостиницах, куда селят командированных, стандарт bed & breakfast стал повсеместным, да и количество разнообразных столовых, кафе и относительно недорогих ресторанчиков на улицах городов России увеличилось как-то… ну очень быстро.
Хабаровск, Архангельск, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Красноярск, Калининград, во всех этих и многих других городах, где мне пришлось поработать и пожить, с питанием вне дома все налажено более чем хорошо. Конечно, питаться дома всегда дешевле, но у командированных выбора нет.
С ужином несколько посложнее. При гостиницах, как правило, есть рестораны, но они обычно дороже среднего по городу. А вот просто недалеко от гостиницы почти всегда можно прилично и не слишком дорого поужинать.
Правда, бывают исключения. Например, в Котласе и в Дубне мне не удалось как следует поужинать, там буфет при гостинице вечером не работал, вроде бы на ремонте. Но этот ремонт был перманентным, по словам портье гостиницы. Найти что-то поесть в этих городах оказалось не слишком просто.
Самое лучшее было в Ставрополе. Там и кафешки не слишком дорогие были. И в самом здании гостиницы, в подвале, был дегустационный зал, в котором совсем недорого можно было продегустировать (порциями по 50 граммов) различные сорта местных вин. Ну и купить литр или полтора того, которое особенно понравилось.
И все же, и все же… Когда, развязавшись с командировкой, сдав документы в бухгалтерию и переслав отчет начальнику, возвращаешься домой и открываешь дверь… Что тогда, что теперь — это огромное удовольствие!
В СССР в командировках самым сложным вопросом было проживание. Предприятия часто в этом помогали, но еще чаще приходилось "договаривяться" в гостиницах. Когда меня в 70-х послали в Казань в проектный институт, там мне дали письмо в гостиницу и меня в ней поселили несмотря на табличку "Мест нет". Со мной работал парень, отец которого был начальником гостиниц города, и с этим парнем очень носились, т.к. когда приезжал командированный, писали официальное письмо этому папе. Парень, кстати был хорошим человеком, поэтому спился..
0 Ответить