• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Как спасаться от мороза, оказавшись «под ёлочками»?

Студенческие байки

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла…

(детская песенка)

Первое высшее я получал в тогда ещё Ленинградской ордена Ленина лесотехнической академии имени С. М. Кирова. В питерской «лесопилке», короче. Её учебные корпуса и подавляющая часть общежитий располагались в Выборгском районе. И попасть в академию можно было, добравшись до станций метро «Лесная» или «Площадь мужества».

Как спасаться от мороза, оказавшись «под ёлочками»? Фото: по лицензии PxHere.com

Лично мне больше нравился первый вариант. Потому что после студгородка Политеха пересекаешь 1-й Муринский и… Попадаешь в парк лесотехнической академии. Замечательное, скажу я вам, место. Уж поверьте, знаю. Несколько лет работал дворником по его периметру, начиная с улицы Карбышева и, транзитом через Новороссийскую, заканчивая уже на проспекте самого (!) Карлы Марксы (ныне Большой Сампсониевский). Естественно, утром к месту работы — прямиком через парк. Так что, если не каждый уголок, то сам парк я очень даже неплохо знаю…

Но когда вдруг заходит речь о нем, думаю, не только я, практически каждый из бывших студентов «дубового колледжа» вспоминает предновогодние дежурства «Под ёлочками». Чтобы их браконьеры не срубили. Праздник, как-никак, скоро. А как там, в той самой детской песенке?! «Срубил он нашу ёлочку под самый корешок!» И что тогда от нашего парка останется?! Не дадим! Руки прочь! Прочь от наших (!) ёлочков.

Насколько я понимаю, по очереди дежурили все факультеты академии, все курсы. И естественно, ночью. Когда в парке — никого… «У-у-уу»… Только волки воют где-то вдалеке, в районе Кушелевки. Или Ланской. В зависимости от того, в какой части парка ты охраняешь те ёлочки.

Ходишь вокруг ёлочек вприпрыжку, хороводом с теми, кому, как и тебе, «повезло» дежурить в эту темную и морозную ночь, и время от времени похлопываешь себя по бокам голыми ладонями. На перчатки мы в те приснопамятные времена ещё не зарабатывали. Так что вытащил руки из карманов своего пальто… Или пальто девицы, что рядышком… Вытащил и — по бокам себя, по бокам! То ли от великой радости: «Такая честь. Такая честь!» То ли от мороза, щипающего не только щеки, но и бока.

Почему-то как нам дежурить, такого морозяки нагоняли на нас все лешие родного парка… Ох, не любили они нас, шумных студентов! Старички, их тожить понять можно. Ночь. Темная, тихая… Тут бы поспать сладенько да от души, часиков так… Дцать! А как, когда эти студенты рядом хороводятся?! Ну, и от большого, просто огромного огорчения нашлют они на нас примерно такого же мороза.

И спасение в такой ситуации — одно-единственное. Сами понимаете, какое. Водка! Сколько не дежурил, каждый раз бегал за нею в стекляшку на Пархоменко. Наверное, потому, что остальным влом было оторваться от девчонок. Их же согревать надо, пока ты им всем водки не принесешь. А я — вот вечно (!) — без пары оставался. Ну, и побежишь. Все бегом не так холодно.

Обычно одной бутылки на час дежурства хватало. Одноразовых стаканов тогда, естественно, не было. Не изобрели их ещё. Поэтому все, и девчонки — тоже, из горла пили. Сделаешь глоток-другой и передаешь дальше по кругу. Как круг закончился: побегали, попрыгали, хоровод поводили, в снегу девчонок вываляли и снова — пустили бутылку по кругу. К концу дежурства какие тут уже волки, браконьеры?! Нам и сам леший — не брат.

Альфред Веж-Ковальский, «Одинокий волк»
Альфред Веж-Ковальский, «Одинокий волк»
Фото: общественное достояние

Единственно, была небольшая проблемка: сдать дежурство разводящему преподавателю с новой сменой.

Но, во-первых, сдавать дежурство всегда посылали самого трезвого. Ну, как нам тогда казалось…

— Вот, паж-жалуста. Все ёлочки… Раз, два, три. Что, четыре было? Четвертая… Ау-уу! Четвертая, ты где?! А вот, товарищи подсказывают. Вот четвертая. Её припорошило немного. Вот. Все. В наличии. Принимайте. Только в акте… В акте приемки распишитесь! Что? Не надо акта? И так верите? Ну, мы тогда того… Пошли, что ли?

А во-вторых… Что, преподаватели — не люди, что ли?! Всё они прекрасно понимали и всё видели. Но не сразу же, с самого рождения, они доцентами и кандидатами стали?! Нашу родную лесопилку, как правило, тоже когда-то заканчивали. И перед какими-то давними Новыми годами… Тожить ёлочки охраняли!

В общем, придет разводящий препод, приведет новую дежурную смену, а мы вприпрыжку — в общагу:

— Чаю! Чаю нам горячего! И батон с маслом. И чтобы масло не намазывать. А положить на батон прямо брикетом!

Статья опубликована в выпуске 16.12.2024

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 19 декабря 2024 в 09:07 отредактирован 19 декабря 2024 в 09:34 Сообщить модератору

    Здесь вот что ещё приходит на ум, что-то я такое слышал, или читал в глубокой юности, если не детстве:
    Парень один, замученный безденежьем хроническим пытливо решал как-то под Новый год изменить свое скромное финансовое положение. То ли студент недоучившийся, то ли ещё какой бездельник-зуммер, уже не помню точно. Раньше он обычно выкручивался как-то. Бутылки сдавал, библиотечные книги в макулатуру, кровь за оплату, возмездно, ещё чего...
    Но перед новогодними праздниками пункты приёма стеклотары позакрывались уже, а кровь сдавать можно только раз в полтора месяца, да и то с богатырским здоровьем. А у него с этим- не очень, поэтому не всегда получалось вагоны или еще-чего разгружать, или в порту подработать.
    Безденежье одним словом....
    А тут ещё не то, что ипотека, тут хозяйка грозит со съёмной квартиры выселить!
    Что делать, не домой же уезжать? Он и мамке с сестрой ещё не говорил, что его из университета уже попёрли...
    Стыдно было, больно он совестливый был ещё с малолетства!
    Вот он и решил немного подзаработать , срубив в лесопарковом массиве ёлочку, да продав её кому-нибудь у вокзалов, или на Сенной...
    Купил для этого туристический топорик в магазине и направился в парк.
    А там....
    Ну это ты, Костян, уже цветасто и квалифицированно описал в своём рассказе.
    И что пацану было делать?
    Он и отправился на Лиговку (или ещё куда, забыл уже) в ломбард закладывать портсигар, единственную ещё не пропитую и не проеденную вещь. Тем более теперь ему совсем и не нужную, он вейпы теперь употреблял. А в ломбард пошел потому что ведь не в микрофинансовую организацию ему идти, там вообще бешеные проценты, как он будет потом отдавать!
    В ломбарде ему старушенция сытым видом своим и манерами не понравилась, давно она его раздражало!
    Вот он и не сдержался, психанул, да ещё и вейп этот, явно палёный скурил, с рук брал...
    Тяпнул он эту старушенцию-приемщицу топориком этим, не удержался, эмоции зашкаливали, да и кушать сильно хотелось.
    Бес попутал, как говорил он потом на следствии...
    Ещё и сестру старушки завалил, Лизавету, А она вообще безвинной душой была, к тому же беременная, а не просто фертильная, в отличие от старушенции...
    Вот такая история.
    Журналисты потом много о ней писали, но ни один не вспомнил, что весь калейдоскоп и не предположил, что лучше бы он просто ёлочку срубил..
    Только она и пострадала бы тогда, наверное, сердешная...
    А ёлки ведь быстро вырастают до товарно-денежной кондиции!
    Так что "ёлочные патрули" не всегда -хорошо, если проанализировать причинно-следственную связь!

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Голубков, более того, и без причинно-следственныхх и прочих вполне не порочных связей было достаточно случаев, описанных не только журналистами и литературными классиками, вроде Достоевского, но и анекдотов достаточно, связанных напрямую и косвенно с утратой лесного массива и прочей флоры без оформления порубочного билета в соответствии с действующим законодательством.
      Тема-то, Костя, неисчерппемая!!!
      Тем более под Новый год!

      Оценка статьи: 5

      • Да-да, Володя. Помню я эту историю. В "Вечорке", а потом и в "Ленинградской правде" много об этом писали. Нам из-за этого студента, даже топоры на практике запретили выдавать. Пришлось нашему академическому профкому в ВЦСПС писать.
        Что за дела, мол? Люди в лес уходят. На целый день. А там - не только грибы и ягодки, но и звери ещё! Не забыли об этом там, у себя, в Смольном? Звери-то , между прочим, дикие, партийной дисциплине не обучены!!
        Зачем же обобщать вот так, сразу. Не все же студенты такие. Тот-то из Техноложки был. Да они и топоров... Сроду не видали. Тогда как наши парни... Да и девчонки тоже. Можно сказать с топором под мышкой рождаются. Некоторые там, несознательные, с серебряной ложкой. Да ещё во рту. А наши - с топорами. Прирожденные сучкорубы. О них, студентах ЛТА, в стародавние времена песни слагали: "Привыкли руки к топорам". А в этом Смольном что творят? Вековые, можно сказать, традиции рушат. Не позволим!!
        Так к концу практики начали потихоньку выдавать. Только специально тупили об электроточило и акт составляли, что имярек такому-то выдан топор тупой. Затуплен такого-то во столько-то. Тупильщик такой-то...

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 17 декабря 2024 в 08:18 отредактирован 17 декабря 2024 в 08:20 Сообщить модератору

    Окончание несколько "смазано", а так- прекрасный предновогодний рассказ!
    Кстати, если не городские власти, то хотя бы опытные преподаватели должны были озаботиться ещё в те времена об актуальных проблемах современности, договориться о совместном дежурство с другими учебными заведениями, особенно гуманитарного профиля.
    Было бы интереснее и веселее...
    В том числе и в устном народном творчестве появилось бы твёрдое убеждение, что в Питере детей теперь находят не только в капусте на овощных базах, но и в лесу под ёлочкой

    Оценка статьи: 5

    • Володя... Ты, похоже, уже забыл один из важнейших принципов старого, доброго социализма. "Кто где работает, тот с того и имеет". В т. ч. и потомство.
      Поэтому "в капусте" детей находят колхозники. И то, - не все. А исключительно овощеводы. Могут ещё доценты с кандидатами. Если их по осени посылают "на капусту".
      Вы, энергетики, как мне говорил один знакомый (в ЮКС - Южно-Карельских Сетях - когда-то работал), находите детей "в трансформаторных будках". Ну а мы, лесовики... Ясен пень, испокон веку... Издревле, находили и сейчас находим детей ""под ёлочками (соснами, пихтами, лиственницами и т.п., в зависимости от породного состава насаждения и преобладающей в нем породы, произрастающих в конкретной местности)"...