Со «специалиста» спрос небольшой, он всю жизнь распахивает одно поле, углубляясь в колею, им же и созданную. Шаг влево, шаг вправо — расстрел и творческий кризис. И речь совсем необязательно идет о поступательном, прогрессивном движении. Иные мастера начинают за здравие и заканчивают за упокой. Например, известный хоррормейкер и фантаст Джон Карпентер, на чьи поздние «шедевры» без слез не взглянешь.
«Универсалам», с одной стороны, по жизни проще. Они не заковывают себя в жесткие рамки, легко кочуя из жанра в жанр. Но есть опасность быть середнячком везде и по чуть-чуть. Лишь единицам удается вольготно себя чувствовать и на ниве размашистых боевиков, и на волнах романтических комедий, и в четких границах криминальных триллеров. Одним из таких универсальных деятелей Голливуда является режиссер Джон Бэдэм, автор таких картин, как военный боевик «Голубой гром», приключенческая комедия «Птичка на проводе», фантастическая мелодрама «Короткое замыкание» и, разумеется, мелодраматический триллер с криминальным сюжетом «Слежка». О последнем и поговорим.
…Свое последнее задание детективы полиции Крис и Билл с треском провалили: преступник смылся, а вместо запаха победы за копами волочится устойчиво тошнотворный шлейф свежей рыбы. В наказание они вынуждены две недели просидеть в засаде, следя за бывшей подружкой недавно сбежавшего из колонии рецидивиста. ФБР, ведущее расследование по факту побега, уверено, что уголовник, рано или поздно, захочет навестить свою возлюбленную.
И в кои-то веки федералы правы — преступник действительно имеет такие намерения, ибо в доме, где нынче проживает его девушка Мария, заныкана крупная сумма денег. И хотя Маша — уже не наша, и на письма из тюрьмы не отвечает, финансы надобно обналичить.
Крис и Билл не слишком воодушевлены новой миссией. Мало того что приходится сидеть с биноклем всю ночь напролет, уныло таращась в темные окна и прослушивая редкие звонки, так еще дневная смена постоянно устраивает подлянки. Копы в накладе не остаются и отвечают «добром на добро». Но эпизодические всплески активности лишь оттеняют общую тягомотину. С девушкой решительно ничего интересного не происходит, а посему Крис решает удачно познакомиться, ибо, во-первых, Мария очень привлекательная особа, а во-вторых, от него только что ушла жена.
Разумеется, Билл не в восторге от любовной экспансии напарника. Романтические похождения Криса попахивают отстранением от дела и прочими неприятностями. Вплоть до потери работы в полиции. Но Крис влюбился и с этим ничего не поделаешь. Своеобразный служебный роман продлится до тех пор, пока всеми ожидаемый бандит наконец-то не замаячит на горизонте. И тут уж Марии придется сделать выбор между очень плохим парнем, чья жизнь не стоит и выеденного яйца, и лживым копом, использовавшим ее в качестве наживки. Слава богу, любовь не настолько зла и девушка останется на светлой стороне силы…
Казалось бы, ну что интересного может быть в ленте про двух полицейских, сидящих в засаде. По сути, ничего, если бы не «универсальность» постановщика Джона Бэдэма и талант сценариста Джима Кауфа. Им удалось превратить рутинную историю одной слежки в увлекательную смесь детектива, триллера, полицейского боевика, комедии и романтической мелодрамы.
В том-то и преимущество авторов, умеющих работать в разных жанрах. Они умеют их смешивать. И если сделать это в нужной пропорции, не перегибая палку, то получится вот такой замечательный фильм. Не шедевр, но симпатичное развлекательное кино, которое периодически тянет пересматривать.
Глупо, конечно, сравнивать «Слежку» (в эпоху VHS картина иногда демонстрировалась и под названием «Засада») с лучшими образчиками полицейских картин, таких как «Полицейский из Беверли-Хиллз» или «Смертельное оружие». Все-таки Бэдэм не удержался и немного перекосил свой опус в жанр мелодрамы, чего ни Мартин Брест, ни Ричард Доннер себе не позволили.
Впрочем, за Бэдэмом такой грешок имеется. Взять хотя бы его более позднюю ленту «Птичка на проводе» с участием Мэла Гибсона и Голди Хоун, где романтические отношения главных героев тоже занимают в сюжете отнюдь не последнее место. Зато это дает возможность привлечь внимание женской аудитории, которая обычно полицейские боевики и детективы игнорирует в силу понятных причин.
Забавно, что поначалу продюсеры планировали пригласить в режиссерское кресло Леонарда Нимоя, легендарного Спока из киносериала «Звездный путь», но он отказался, ибо уже успел подписать контракт на создание ремейка французской комедии положений «Трое мужчин и младенец в люльке». В результате картина Нимоя стала самой кассовой лентой года с результатом 165 миллионов долларов, а «Слежка» Бэдэма оказалась на восьмой строчке хит-парада (что тоже неплохо), заработав на сотню миллионов меньше.
Самое интригующее в фильме — это, конечно, не история любви полицейского и номинальной жертвы. Таким сюжетом никого не удивишь. Дело в том, как эти романтические страсти обставлены.
С одной стороны, зритель постоянно нервничает, ведь к Марии вот-вот должен нагрянуть бывший хахаль, весьма крутой парень с очень плохими манерами. С другой, сам Крис постоянно ходит по лезвию ножа, рискуя попасться на обмане и потерять разом все. Дополнительную интригу вносит и параллельный рассказ о побеге заключенного, который со своим подельником с боем пробираются через всю страну к заветному домику Марии, где припрятаны денежки на черный день. Тут вам и стрельба, и погони, и прочие криминальные «радости».
Очень порадовал подбор актеров. Комбинация старый волк/молодой волчонок еще никогда не подводила. Впрочем, на момент съемок лауреату «Оскара» («До свиданья, дорогая», 1978) Ричарду Дрейфусу было всего сорок лет, а его партнеру Эмилио Эстевесу — 25. Эстевес, чтобы казаться хоть немного старше, был вынужден отрастить дурацкие усики.
Дрейфус, как и полагается настоящему профи, хорош везде, будь то затяжная научно-фантастическая драма у Спилберга, триллер про акулу («Челюсти») или вот такая ненапряжная лента, где его герою приходится часто хохмить и строить из себя героя-любовника. Конечно, Дрейфус для этой роли — не стопроцентный вариант, но актер сумел очаровать своей улыбкой не только героиню Мэделин Стоу, но и зрителей. И даже Эстевес, чьи успехи в кино, в отличие от старшего брата Чарли Шина, весьма сомнительны, неплохо дополняет картинку, играя роль нудноватого и правильного напарника, тем не менее способного и прикрыть тылы, и забавно пошутить над коллегой.
Успех фильма долгое время висел над Бэдэмом дамокловым мечом. Ну как же, не развить такой сюжет, тем более что придумать новый виток истории не составит труда. Однако ни Бэдэм, ни привлеченный для написания сценария сиквела Кауф не смогли войти в ту же реку во второй раз. Продолжение, вышедшее на экраны спустя шесть лет, не снискало особой зрительской любви и, по сути, было лишним.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...