Впрочем, кто навскидку помнит, как на самом деле именуются «В джазе только девушки»? А если по существу, то «Черный дрозд» — это рабочее название ленты, которое неожиданно прижилось в прокате нескольких стран (например, во Франции).
Но отвлечемся от трудностей перевода, благо что в остальном картина австрийского режиссера Штефана Руцовицки тянет на вполне приличный криминальный флик, где есть все необходимые элементы жанра: благородный злодей, роковая красотка, недалекий, но честный парень, сердобольные родители, настырная девушка-коп и куча неудачников, коим не суждено дожить до финальных титров. Этот опус в стиле фильм-нуар стал для Руцовицки первым опытом работы в Голливуде после всемирного признания его авантюрной драмы «Фальшивомонетчики» (2006). Как это часто случается, первый блин получился не совсем блин, но нечто очень схожее по текстуре и съедобное на вкус. Хотя по мнению маститых кинокритиков, австрийцу не нужно было так рьяно лезть на территорию, утоптанную братьями Коэн.
…Эдисон и Лайза, родные брат и сестра, встали на скользкую дорожку, когда ограбили провинциальное казино и рванули на всех парах к границе с Канадой. Однако по пути они были так увлечены деньгами, что не заметили на дороге крупный рогатый скот и красивыми кульбитами легли в заснеженный кювет. Убив не вовремя проезжавшего мимо полицейского, Эдисон предлагает сестричке разделиться, дабы не привлекать внимание. Лайза в чем мать родила, то бишь в мини-юбке и на каблуках, должна упасть на хвост какому-нибудь попутному бедолаге, а ее братец углубляется в чащу леса.
Последние километры — самые долгие. Девушка легко охмурила проезжавшего мимо Джея, который вчера покинул места не столь отдаленные, но уже успел набедокурить повторно. Некогда перспективный боксер и олимпийский призер, он был пойман за руку в договорном бою и справедливо загремел на нары, обесчестив своего отца, местного шерифа на пенсии. Парень не слишком жаждет предстоящего разговора в кругу семьи, но ему некуда податься, а тут в кабину залезает полуголая девица, которая явно жаждет продолжения банкета. И пока Джей втюривается по самые помидоры, братец его случайной подружки натурально мочит всех, кто попадается ему на пути.
Все дорожки ведут в дом родителей Джея, где вся честная компания должна встретиться в канун американского Дня Благодарения и знатно справить праздник. Спрашивается, кому суждено доедать индейку следующим утром, а кому — закончить жизнь на холодном снегу?..
Черный дрозд — он не прост. В том смысле, что где тут Руцовицки, а где многочисленные заимствования из аналогичных картин про рвущихся за границу преступников, без бутылки не разберешься. Немудрено, что австрийский постановщик заслуженно был пригнут критиками под плинтус. Огорчительно ведь, что яркий и самобытный европейский талант, подобно многим его предшественникам, увяз в трясине голливудского мейнстрима. Вроде и бюджет у фильма небольшой, но кто бы на его месте отказался поработать с такими известными на весь мир актерами, как Эрик Бана, Оливия Уайлд, Крис Кристофферсон, Сисси Спейсек и Трит Уильямс? Да любой австриец, за исключением Шварценеггера, удавился бы за такой кастинг. Вот и Штефан, подобно своему герою, «лег на ринг», лишь бы добиться расположения всемогущих студийных боссов.
Впрочем, будем честны, сюжет хоть и не нов, но держит в напряжении. Провисая в середине за счет невнятной лирической линии между откинувшимся боксером и распутной грабительницей, сценарий логически внятен и убедителен в мелочах. Возьмем, к примеру, главного злодея. Эрик Бана на удивление хорош как в образах народных мстителей («Мюнхен»), так и в роли отъявленного мерзавца, у которого есть своей кодекс чести — детей и женщин не убивать, зато остальных — как водички попить. Законченный циник, его Эдисон чтит семейные ценности, хотя и испытывает плохо скрываемую порочную тягу к собственной сестре, а инцест, пускай и бесконтактный, вряд ли может сойти за достоинство. В свое время брат заменил «своей малышке» отца, а посему психологически верно продолжает играть его роль до последнего вздоха.
С мотивами девицы-красавицы (народ в Интернетах активно обсуждал мелькнувшую на пару секунд грудку Оливии Уайлд) все не так прозрачно, и здесь авторы допустили ошибку, приписав этому персонажу чуть больше целомудрия, чем это отражается на хитром личике Лайзы. Можно даже сказать, что персонаж Уайлд попался самый противоречивый и ветреный, что, впрочем, с женщинами случается на каждом шагу. Нет бы ей детей нарожать, да остепениться, ведь безотцовщина и сплошная ходячая детская травма, но нет, она деловито спит со случайным незнакомцем, выворачивает ему душу и попутно планирует превратить его отчий дом в явочную квартиру для братца, который не привык оставлять живых свидетелей. Французы говорят, роковая женщина. Мы же люди простые, будем вещи называть своими именами — стерва бессердечная.
Чарли Ханнэму достался самый прямолинейный персонаж: деревенский крепыш с одной, но кристально честной извилиной. Он ни в спорте нахимичить не успел, ни в жизни обмана за версту не видит. Ясен пень, после отсидки даже на пеньки кидаться будешь, а тут рядом такое чудо в мини-бикини 69. Вот паренек и поплыл, как конфетка на солнышке. И любовь у него сразу серьезная, до гроба. Благо что удар он держит, да и сам навалять в состоянии. Это единственное полезное свойство он использует на всю катушку, чем спасает финал от тягомотного выяснения отношений. Не герой, не бандит, простой американский гражданин, хотя местами ведет себя как быдло с кулаками, за что и страдает без меры.
Что тут делают Кристофферсон, Спейсек и Уильямс? Как и полагается при их возрасте и стаже, украшают своими именами афишу и честно отрабатывают гонорары в статусе приглашенных родителей. Профессионалов видно сразу: скупая мимика, паузы по Станиславскому, слеза и эмоциональный надрыв в нужный момент. Они прекрасно сглаживают агрессивную молодежь, но все же больше служат ширмой, цветастой, но статичной. А вот провинциальную полицейскую мадам (ее сыграла Кейт Мара, старшая сестра Руни Мара) Руцовицки спер из коэновского «Фарго». Это настолько очевидно, что даже не требует доказательств.
Не исключено, что маневрируя в разных кинопрокатах под разными же именами, лента Штефана Руцовицки просто пытается скрыть очевидное: свою одноразовость. Отчитывать авторов, в принципе, не за что, но и похвала была бы излишней. Талантливый режиссер успокоительно выбрал меньшее из зол. Он мог остаться на родине и надеяться, что когда-нибудь, в обозримом будущем его снова заметят и приласкают в далекой Америке. Либо сглотнуть свои авторские принципы и убеждения и просто плыть по течению.
Плыл он, конечно, красиво, этого не отнимешь, но зрелища не получилось. «Черный дрозд» — из тех фильмов, что запоминаются деталями, но никак не общей экспозицией.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...