В середине 80-х Карпентер, поддавшись всеобщей моде на зрелищное приключенческое кино, решил попробовать силы на проекте, для него несвойственном. В руки режиссера попал сценарий сиквела к одной из самых недооцененных критиками и зрителями ленте — фантастической буффонаде «Приключения Бакару Банзая в восьмом измерении». Однако первоначальный вариант текста Карпентера не устроил, вследствие чего сценарий переписывался до тех пор, пока не изменился до неузнаваемости. Сначала из истории выпал главный герой, затем действие фильма перенеслось с Дикого Запада в наше время, а вместо прерий, индейцев и ковбоев появились вездесущие китайцы и знаменитый Чайнатаун.
Студия всерьез рассматривала на главную роль кандидатуры Клинта Иствуда и Джека Николсона, а сам режиссер тайком перелицовывал текст, чтобы угодить своему давнему другу и коллеге — актеру Курту Расселу, с коим они работали вместе над такими популярными картинами, как «Побег из Нью-Йорка» и «Нечто». В итоге мнение режиссера перевесило коммерческий расчет продюсеров, и в 1986 году на экраны Америки вышла забавная смесь мистики, кун-фу и комедии под названием «Большой переполох в малом Китае».
…У дальнобойщика Джека Бертона в жизни есть три страсти: его грузовик, бабы и азартные игры. За последним он любит наведываться в Чайнатаун к своему приятелю Вану. Но в этот раз мужику повезло и не повезло одновременно: выиграть-то он выиграл, а вот необходимой суммы у Вана с собой не оказалось. Чтобы потянуть время, китаец предлагает Джеку подвезти его до аэропорта, куда прибывает из Поднебесной его девушка, красавица Мао Ин.
Беда не приходит одна, а набегает толпой, как те хулиганы в аэропорту, что на глазах Вана и его товарища похищают Мао Ин и увозят на красной спортивной тачке в неизвестном направлении. Китаец уверен — здесь не обошлось без Триады, которая тайно правит в Чайнатауне. Погоня за похитителями тоже не увенчалась успехом: попав под перекрестный огонь, Джек лишился грузовика, а его друг — надежды на быстрое освобождение невесты из цепких лап коварного колдуна Дэвида Ло Пана. Последний вот уже две тысячи лет обитает на Земле в образе бестелесного духа и мечтает снять проклятие. Для этого ему нужно жениться на азиатке с зелеными глазами, то есть Мао Ин.
Понимая, что бороться с привидением привычными средствами бесполезно, Джек и Ван призывают на помощь водителя туристического автобуса, а по совместительству чародея Эгг Шена. Вместе они намерены спуститься в логово Ло Пана и отбить у мерзкого старикашки красну девицу, иначе злодей вновь обретет былую силу и устроит большой переполох не только в малом Китае…
«Большой переполох» стал для Карпентера первой и последней попыткой вырваться за рамки отведенного ему в Голливуде жанра. Попыткой не слишком удачной, если верить сухим цифрам финансовой статистики. По итогам кассовых сборов 1986 года картина заняла 71-е место, не сумев отбить и половины бюджета. Разумеется, режиссер, вдохновленный волной зрелищных приключенческих фильмов Спилберга и Земекиса, рассчитывал на большее. Критики же, наоборот, были более благосклонны к эксперименту, но их мнение традиционно к финансовому отчету не прикрепляется, поэтому продюсеры изначально поставили крест на любых продолжениях. Да и сам Карпентер не жаждал увязнуть в сиквелах, осознав, что залез на чужую территорию.
Бабки бабками, а получилось живенько и бодро. В китайском доме смешалось все: мистика и волшебство, кун-фу и стрельба, мелодрама и приключения. Есть подозрение, что авторы сами запутались в этой мешанине жанров, что не позволило им сделать повествование цельным. Картина будто бы расклеивается на несколько ярких эпизодов, оставляя впечатление некой сумасбродности и поспешности. Будто бы Карпентер торопился создать своего героя по стопам Индианы Джонса, а спешка, как известно, хороша в принципиально иных делах.
Тем не менее уж кого-кого, а Курта Рассела обвинить в провале ленты точно нельзя. Сразу видно, когда сценарий пишется под конкретного исполнителя: несмотря на обилие персонажей, Джек Бертон всегда в центре внимания, хотя и выглядит в большинстве случаев не так эффектно, как его коллега из фильмов Спилберга. Рассел уже состоялся как звезда, поэтому мог позволить себе немного подурачиться и поиздеваться над собственным имиджем крутого парня. Его герой болтлив и бесстрашен, но когда дело доходит до потасовки, он вечно опаздывает с принятием верного решения. Ему отчаянно везет и в драках, и в любви, но уходит он с тем же, с чем и пришел, обещая вернуться по первому зову. Он простоват и прямолинеен, но тем и симпатичен. Рассел также поспособствовал моде на лучший наряд киногероя 80-х: белая майка и потертые джинсы.
Карпентер сильно потратился на спецэффекты, чего раньше старательно избегал, предпочитая нагнетать обстановку традиционными киношными средствами — монтажом и музыкой. Для своего времени трюки и всякие волшебства сняты очень прилично. Чего стоит один из подельников Ло Пана, орудующий молниями, или летающее око колдуна, приглядывающее в канализации за незваными гостями. Рукопашные баталии тоже поставлены умело, благо, что ими занимался один из спецов, в прошлом тесно сотрудничавший с Брюсом Ли. Не обошлось и без откровенной иронии на тему низкопробных гонконгских боевичков, герои которых постоянно летают и дерутся в воздухе.
Вообще фильм смотрится легко и непринужденно, так же, как действуют герои. Надо спасать девушку? Пошли! Втроем против целой банды китайских головорезов? Да легко! Говорите, колдун имеется? Да черт с ним, намотаем на кулак! В жизни Джека Бертона нет места долгому и мучительному планированию, это вам не «одиннадцать друзей Оушэна». Иногда проще двинуть в челюсть, чем объяснить противнику его неправоту. В кадре постоянно какое-то движение, никакой статики или пауз. Что опять же не похоже на Карпентера, мастера саспенса и длинных планов.
Вот вам и банальный итог. При всей неуклюжести и сырости замысла, лента получилась забавной и живой, но явные заимствования у коллег по цеху и отсутствие собственного генерального плана помешали режиссеру добиться однозначного и сиюминутного успеха. Впоследствии «Большой переполох в малом Китае» стал классикой, только непонятно какого жанра. Лента и сегодня, спустя почти тридцать лет, не теряет очарования, не кажется глупой или примитивной. Просто хорошее кино, которому не хватило самой малости, чтобы стать лучше.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...