Именно хоккей породил новую «должность» на поле. Помимо нападающих, защитников и вратаря на льду имеется еще один примечательный персонаж, без которого ни одна уважающая себя команда не сможет добиться впечатляющих результатов. Этого игрока называют «тафгай», что в переводе с английского означает «крутой парень». Он редко забивает, плохо раздает пасы и звездой матча никогда не станет. Его выпускают только тогда, когда требуется кого-то наказать. Или просто надрать задницу противнику. Или прикрыть форварда от таких же «полицейских» соперника. Да, видимой пользы этот парень не приносит и чаще протирает штаны на скамейке штрафников, чем касается шайбы клюшкой. Но так ли он бесполезен?
…Даг Глатт родился под неправильной звездой Давида. Дебилом вообще быть неприятно, а в еврейской семье — вдвойне обидно. Родители склонны смириться с тем, что их младший сын — гомосексуалист. Лишь бы это не мешало его хирургической практике. Но никак не согласны уважать старшего Дага, который вместо учебы в медицинском колледже разбивает носы буйным посетителям бара. Проще говоря, работает вышибалой и еще имеет наглость гордиться этим.
Сам Даг уже давно уразумел, что ни врачом, ни адвокатом, ни даже помощником сенатора не станет. И занялся любимым делом, в котором он и ас, и бог в одном лице. За этим самым делом его и приметил тренер местной хоккейной команды. И пригласил крепыша на лед. Не беда, что Даг не умеет кататься на коньках, зато он может так размазать соперника по стенке, что тому не хватит и сезона, чтобы оклематься.
Воодушевленный новой профессией парень вскоре перебирается в дивизион повыше, где уже и ставки больше, и тумаки больнее. Но Даг — парень упрямый, выносливый и тупой как пробка. Ему не нужны лавры, он просто хочет быть частью команды. И у него это получается, потому что иногда хороший тычок в нос может решить исход любой битвы. Даже заведомо проигрышной…
Хоккейная тематика в кино достаточно популярна, но вот про тафгаев фильмы еще никто не снимал. Профессия непопулярная, да к тому же новый свод правил, вступивший в силу в середине нулевых годов, фактически, запретил канадским тренерам приглашать подобных бойцов в команду. Силовые элементы в хоккее остались, без них никуда, но драк на льду стало ощутимо меньше. Что, с точки зрения судей, отличная затея, а вот болельщики традиционно потасовки любят.
Прототипом жесткого парня, сыгранного актером Шоном Уильямом Скоттом, является реальный человек — игрок Даг Смит, чья карьера описана в автобиографии «Громила: Настоящая история невероятного путешествия в низшую лигу». Собственно, эта книга и легла в основу сюжета ленты Майкла Дауса, что вышла в российском прокате под заголовком «Вышибала».
Критики сразу же поспешили дать картине прозвище «Рокки на льду», потому как героев этих двух картин действительно многое роднит. Упертость, нацеленность на результат, невысокие интеллектуальные способности и желание выстоять любой ценой. А добавленная в сценарий романтическая линия и вовсе сближает эти два спортивных опуса до критической отметки, за которой уже попахивает плагиатом.
Увы, Шон Уильям Скотт, славу которому принесла молодежная комедийная франшиза «Американский пирог», пока еще не дотягивает до уровня молодого Сталлоне. Хотя персонаж во многом узнаваемый и искренний. Скотту частенько достаются роли придурков, но если его Стиффлер был обычным дегенератом, то Даг Глатт — добрый и отзывчивый кретин, пускающий кулаки в ход только ради благих целей. Подобно Рокки, Даг не лезет в звезды, он не пижон и не забияка, простой парень с района, которого угораздило родиться в чопорной семейке.
Слава богу, Даус удержался от соблазна снять комедию, хотя этот вариант сценария напрашивался сам собой. Но и драма получилась не уровня «Рокки» или «Форреста Гампа». Обычная спортивная биография, только с канадским привкусом и свободной в плане цензуры лексикой. В меру жестокая, в меру трогательная, местами напряженная, местами скучноватая. Но даже в таком ракурсе фильм смотрится выигрышнее, нежели наша «Легенда № 17», напичканная под завязку пафосом. Особливо операторам отечественного шлягера стоило бы поучиться у «канадских профессионалов» технике съемки спортивных баталий.
Тем не менее во всех подобных лентах подкупает одно — увлекательный рассказ о становлении характера. Реальный Даг Смит спортивными достижениями не прославился, разве что установил своеобразный рекорд по количеству штрафных минут на игру. Его не пригласили в НХЛ, но он сильно не обиделся, ибо получил от жизни все, что мечтал.
Очевидно, что и авторы фильма особых амбиций не питали, но вложили в свое творение душу и сердце. В Америке, где канадское кино традиционно большим спросом не пользуется, «Вышибала» прокатился без особого успеха, но несколько миллионов в копилку принес. Что неудивительно, ибо ограниченный показ картины стартовал в кинотеатрах накануне церемонии Оскар, и все внимание публики было приковано к номинантам, а не к провинциальной драме из жизни малоизвестного хоккеиста. Что не помешало работе Майкла Дауса отлично влиться в пантеон спортивных драм, а Шону Уильяму Скотту в кои-то веки пополнить свою фильмографию стоящим персонажем.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...