Похожая ситуация сложилась в 1985 году, когда американский комедиограф Джон Хьюз выстрелил своим молодежным хитом «Клуб «Завтрак». Вслед за ним поучаствовать в тренде на подростковые драмы потянулись и остальные, но в числе первых был начинающий постановщик и сценарист Джоэл Шумахер. Его работа «Огни Святого Эльма» не сумела добиться столь же впечатляющих успехов, но из-за близости к цитируемому оригиналу и схожему сюжету тоже нынче считается классическим образчиком жанра.
…Их семеро. Они познакомились на первом курсе института и с тех пор неразлучны. И хотя выпускной уже позади, они продолжают лелеять надежду на то, что, несмотря на принципиально разные планы на будущее, их дружба будет вечной.
Алек и Лесли — единственная состоявшаяся пара из всей компании, однако их романтические отношения не спешат оформиться в законный брак. Виной тому и амбициозная политическая карьера Алека, и его перманентные походы «налево», а также постоянное давление на девушку, которой тоже хочется стать личностью, а не просто тенью при успешном муже.
Кевин и Кирби по старой памяти живут в своей холостяцкой берлоге, утешая друг друга в минуты потери душевного равновесия. Кевин тайно влюблен в Лесли, но скрывает свои чувства, не желая переходить дорогу товарищу. А Кирби гоняется за призрачной мечтой в виде старшекурсницы Дейл Биберман, истинно считая, что нашел свою путеводную звезду.
Раздолбай Билли никак не может привыкнуть к взрослой жизни. Он меняет работу каждую неделю, несмотря на все старания друзей, и вечно вляпывается в неприятности. Дома его ждет жена и маленький ребенок, но он еще сам не вырос из подштанников и скучает по бесшабашности и беспечности студенчества. Будучи вечно на мели, Билли пользуется расположением симпатяги Джулс, у которой хорошая должность в банке, а также периодически принимает «пожертвования» от тихони Уэнди, что сохнет по нему с первого курса.
Все они, такие разные и сложные, продолжаю вместе тусоваться, словно не замечая, что с каждым днем их связь становится все тоньше и пора трезво взглянуть на вещи…
Тот факт, что ленты Хьюза и Шумахера вышли вслед друг за другом, а также множественные пересечения в части кастинга, внесло определенную смуту в зрительские умы. Это сейчас, когда под рукой есть Интернет, мы можем однозначно сказать, что фильмы ничем меж собой не связаны, а в эпоху VHS некоторые нерадивые товарищи, пользуясь информационным вакуумом, ничтоже сумняшеся презентовали «Огни Святого Эльма» как второй «Клуб «Завтрак». Иной зритель и не чувствовал обмана, благо, что тематика схожая, лица узнаваемые, да и общая атмосфера фильма аналогичная. Но все же отличия есть.
Бытует мнение, что Шумахер не смог договориться с актерами Молли Рингуолд и Энтони Майклом Холлом по причине их нежелания сниматься в картине со столь схожим сценарием. К тому же Холл успел подписать контракт на подростковую комедию «Ох уж эта наука!», в то время как слухи о склочном характере Рингуолд и ее постоянных капризах на съемочной площадке «Клуба» тоже сыграли свою роль.
На самом деле все еще проще. Дело в том, что вышеуказанным персонам в 1985 году только-только исполнилось 17 лет и для участия в «Огнях Святого Эльма», герои которых являются выпускниками, они банально не доросли. Зато все остальные, а именно Эмилио Эстевес, Джадд Нельсон и Элли Шиди, беспрепятственно попали в проект и без особых усилий прошлись по проторенной дорожке.
Тем не менее, обходя все аналогии и заимствования, стоит признать, что работа Шумахера оказалась более поверхностной и, если хотите, примитивной. Вместо того чтобы разобраться в сложностях взросления, авторы как-то незаметно, но уверенно перешли грань от драмы к мелодраме, превратив фильм в сжатую до полутора часов версию некогда популярного на постсоветском пространстве телесериала «Элен и ребята». Оно и понятно, ведь перед нами уже не школьники, делящиеся друг с другом проблемами переходного возраста, а бывшие студенты со своими взрослыми «болячками», что не оправдывает создателей фильма, сконцентрировавших внимание зрителя, в первую очередь, на чувственных взаимоотношениях героев.
Забавно, что как раз для «приглашенных звезд» Эстевеса, Нельсона и Шиди работы у Хьюза и Шумахера так и остались непревзойденным достижением в актерской карьере. Аналогично не сложилось у Эндрю МакКарти, чьи успехи остались в восьмидесятых, включая мелодраму «Милашка в розовом», романтическую ленту «Да помогут нам небеса!» и забавный опус «Уик-энд у Берни».
А вот Роб Лоу, коего, по моему мнению, незаслуженно «наградили» «Золотой малиной», как худшего исполнителя года, хоть мегазвездой и не стал, чувствует себя в профессии вполне уверенно. Как и его партнерша по фильму Мэр Уиннингхэм, двукратная лауреатка Эмми и номинантка «Оскара». Что касается Деми Мур, которая успела оскандалиться на съемках «Огней» из-за своего пристрастия к белому порошку, то ее жизненный путь достаточно освещен таблоидами.
Кинокартине не откажешь в интеллекте, и уж точно «Огни Святого Эльма» намного точнее и глубже большинства аналогичных проектов восьмидесятых, персонажей коих волновал лишь один вопрос — как побыстрее расстаться с девственностью. Из-за обилия персонажей и нескольких параллельных сюжетных линий зрителю тяжело сфокусироваться на главном — что-то упущено, что-то забыто.
И все же, несмотря на ряд недочетов, лента продолжает быть актуальной и сегодня, наглядно демонстрируя процесс «ломки» героев на этапе перехода из беззаботного периода во взрослую жизнь. У каждого из них свой «огонек Эльма», за которым они следуют в надежде на успех, признание, ответную любовь. И не беда, если направление выбрано неправильно, потому что еще есть время измениться, сделать шаг назад или в сторону, найти нового себя в большом мире или, наоборот, остаться собой.
С высоты своей эрудиции напишите, какие фильмы надо снимать, чтоб понизить процентаж ...разводов.? АТО сколько разных воспитательно-информационных фильмов-сериалов, а статистика разводов не радует тенденциями.
0 Ответить