Галина Резапкина Мастер

Заложница, или На что способны дети олигархов?

Я иногда консультирую детей и подростков по выбору профессии: диагностика интересов и склонностей, особенности характера и мышления, образ идеальной профессии и пути ее получения… Работа психолога-профконсультанта до этого случая мне тоже казалось идеальной…

Детишки другие, а куб Линка тот самый Фото: Г. Резапкина, личный архив

«Вы справитесь?» — озабоченно спрашивает гувернантка тройняшек десяти лет — девочек и мальчика. Я должна определить, на что они способны. Дети неприязненно смотрят на меня и продолжают разговор, начатый за дверью: «Зачем ты нас сюда привела? Помнишь, что ты обещала?»

Мне смешно. С этими котятами? Я, укротительница тигров?..

«Вы занимайтесь своими делами, а мы — своими, хорошо?» — то ли спрашивает, то ли утверждает мальчик. Пытаюсь перехватить инициативу: «Вы сейчас выполните несколько интересных заданий, которые помогут вам узнать свой характер и свои способности». Дети меня внимательно разглядывают. Потом мальчик решает: «В вашем распоряжении сорок минут».

За сорок минут проблематично провести диагностику интересов и склонностей, определить особенности интеллекта и темперамента… «Мы будем работать столько, сколько нужно. И вообще, вы — мои заложники», — говорю то ли в шутку, то ли всерьез — как получится. Мальчик оценивающе смотрит на меня и задумчиво говорит: «Это вы — наша заложница. Нас — больше».

Мне становится не по себе. В моем распоряжении осталось полчаса, а я все еще не могу установить контакт с детьми, вспоминая приемы психологии общения. Вдруг девочка замечает воздушный шарик в виде сосиски, оживляется и говорит мне: «Правда, на пенис похож?» Есть контакт… Сестренка одергивает ее: «Как тебе не стыдно!» Та удивляется: «А что я такого сказала? Ведь правда похож!» Мальчик в это время разглядывает детские рисунки на стене. Хватаюсь за них, как за соломинку: «Любишь рисовать?» «Нет».

Зато сестренки любят. Сдуру предлагаю нарисовать им свою семью. Девочки впадают в истерику. Сама на грани.

Осталось двадцать минут. Удается подсунуть мальчику куб Линка. Это двадцать семь кубиков, грани которых раскрашены по определенным правилам. Из них надо сложить большой куб с гранями одного цвета. В общем, разборный кубик Рубика. Методика диагностирует и развивает логическое мышление и пространственные представления, побочный эффект — успокаивает гиперактивных и возбудимых детей. Но не в этот раз. Куб Линка не складывается, потому что «каким-то уродам пришло в голову раскрасить стороны в разные цвета». Кубики с грохотом разлетаются по кабинету.

Зато девочки с энтузиазмом рисуют «несуществующее животное». Проективные методики — вещь довольно рискованная, что выдаст подсознание клиента и что потом с этим делать — вопрос, которым большинство психологов предпочитает не заморачиваться. Я в ужасе от перспективы интерпретации. Десять минут… Мальчик что-то вспоминает, смотрит на часы и радостно сообщает: «Все, ваше время вышло!» Даже не спорю…

Сдаю детей гувернантке, говорю, что надо бы встретиться еще раз, потому что времени было мало, не все успели сделать. Нет, больше платить не надо, за те же деньги. Гувернантка сочувственно улыбается, дети гуськом выходят из кабинета, скромно потупив глазки.

Несколько месяцев в страхе жду повторного визита. К счастью, результатами консультации так никто и не поинтересовался. Пора менять профессию. Хочется чего-то менее экстремального. Может, и вправду заняться укрощением тигров?

Обновлено 28.10.2018
Статья размещена на сайте 3.06.2014

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: