Молодые, жизнерадостные мы были, что называется, «одного поля ягоды». Работали дружно, никому не мешали, не завидовали, друг у друга учились, отмечали все праздники и дни рождения. Пока не произошла смена власти: после смерти Брежнева главой государства стал Андропов Юрий Владимирович — он был избран генеральным секретарём ЦК КПСС.
Народ молодой — нам было весело, мы шутили, рассказывали анекдоты «о дорогом Леониде Ильиче» и о новом руководителе, дружно обсуждали статьи о «диссидентах»: говорили о Любимове, Сахарове.
Почему я так хорошо запомнила имя и отчество Андропова?
Из нашего отдела ушла одна хорошая женщина — ее семья переехала в другую республику. И на ее место приняли нового сотрудника. В отдел программирования пришел экономист или… кем он был? Кажется, комсомольским активистом одной организации. Он весь день сидел, протирал штаны, крутил ручку и что-то рисовал на белом листе. Мы на него внимания не обращали, но заметили и посмеялись, что его имя и отчество: Юрий Владимирович.
Мы были наивны и думали, что СССР — это страна, «где так вольно дышит человек». Но это был период «охоты на ведьм».
Когда мы уходили в отпуск, нам в отделе кадров выдавали справку о том, что такой-то в отпуске с такого-то по такое-то число. Выдавали справку и строго-настрого велели иметь при себе и паспорт, и эту справку на весь период отпуска, чтобы не было проблем у отдыхающего и организации, где он работал. Зачем справка? А на случай проверки: «Гражданин, а что вы тут делаете в рабочее время?» Это было актуально во времена Андропова.
Ну сидел себе наш Юрий Владимирович, ничего не делал, программ не писал, просто тупо смотрел на нас, слушал о чем мы говорили.
Как-то раз пришел к нам старичок, в приличном возрасте, оказалось — проверяющий, и спросил: «Вы по своей специальности работаете?» А мы думали, что такие вопросы решали в отделе кадров. Проверяющий покрутился в комнате и стал нас по очереди вызывать в кабинет директора.
Он упорно выспрашивал о конкретных сотрудниках, задавал вскользь незначительные вопросы. Сейчас я бы это назвала «допрос с пристрастием» — нужно было следить за каждым словом, ибо оно могло обернуться против конкретного человека.
Много вопросов касалось нашей Тани, она окончила политехнический институт, а работала программистом. Для того тупого старикашки было непонятно, как это. Мы объясняли, что Таня закончила годичные курсы повышения квалификации в Московском Физтехе и получила диплом, что она программист, и отлично знает конкретный язык программирования. Что она — самый знающий из нас, и мы у нее многому учимся.
В общем, приходил много раз тот старикан, снова и снова вызывал всех. Сдали нервы у Тани, и она уволилась. В знак протеста уволился и наш начальник, потом еще один сотрудник. Одна сотрудница ушла в декрет. Из программистов осталась лишь я и вышедшая из декретного отпуска Юля, которая не была в курсе наших программ. Но директор решил, что кого-то нужно временно назначить ИО — исполняющим обязанности начальника отдела, и назначил Юлю.
Юрий Владимирович занял стол напротив и весь день смотрел на меня. Мелькнула мысль: он думает, как меня уволить? Тогда эта мысль показалась мне смешной, а теперь я думаю иначе.
Дисциплина была строгая: быть на рабочем месте с 9.00 до 17.30, перерыв с 12.30 до 13.15. Но в перерыв можно было выйти. Что я и делала с большим удовольствием, чтобы не видеть тупое лицо Юры В. Напротив учреждения был небольшой парк, в хорошую погоду я там сидела на скамейке. Оказалось, что меня видели из окна кабинета директора.
Однажды возвращаюсь в здание после перерыва. Меня в коридоре встречает встревоженная Юля:
— Где ты была? Тебя директор ищет.
— В парке сидела.
— А с кем говорила?
— Просто сидела.
Юля меня за руку отвела к директору, и скажу я вам, хорошо, что не отпускала мою руку.
— Где вы были? — возмущался директор.
— В парке сидела, — ответила я и меня будто осенило. — По-моему, из вашего окна парк хорошо видно и ту скамейку тоже.
— Мы тебя искали, — вмешалась Юля.
— А с кем вы там разговаривали? — сердито спросил директор. — И о чем?
— Ни с кем не разговаривала, просто сидела.
— Там кто-то подошел к Вам, я видел, — вставил директор.
— Наш сотрудник поздоровался и все.
— Бывший сотрудник, — уточнил директор, — он у нас больше не работает.
Да, тот сотрудник был им не угоден, там было что-то серьезнее, чем с Таней.
Юля сжала мою руку, она увидела, что я собиралась что-то сказать по поводу свободы перерыва.
— Всё, она больше не будет выходить на перерыв, — решительно сказала Юля и обратилась ко мне. — Вдруг срочная работа, а тебя нет на месте?
— Нет, — остыл директор. — Ну почему, пусть выходит на перерыв.
Думаю, в тот момент он вспомнил, что программистов нет — все уволились, и со мной конфликтовать ему не выгодно.
Мелочи, пустые разговоры, однако тогда находили «диссидентов», очень может быть и таким способом чины и должности себе получали.
Случайно узнала про «вторую смену». Оказалось, что можно было иногда приходить на работу во второй половине дня — все зависело от «машинного времени». Мы тогда работали на ЭВМ — это такие огромные шкафы, куда вставлялись магнитные ленты, и тумбочки, куда вставляли большие диски по 9,5 кг каждый. Я спросила разрешение у директора. Оказалось, что никто не отмечал, когда пришла на работу, а уходила, когда получала результаты работы на ЭВМ. Большую часть дня я была свободна, так что решила найти новое место работы, чтобы не видеть глупое лицо Юры В.
Тема кровавой гэбни не раскрыта.
Автор принимает обычные производственные страсти за государственную политику.
Я прекрасно помню то время.
Достаточно было послать нахер старичка с его вопросами.
Тогда для каждой служебной позиции были инструкции, можно было попросить указать в инструкции место, где вы обязаны отвечать на вопросы личного характера или не имеющие отношения к вашей непосредственной работе.
Ну, или повестку явиться в милицию пусть выписывают для дачи показаний (в качестве кого? по какому делу?).
Ничего бы никому не сделали.
Все это давление рассчитано на сопляков, что такое "допрос с пристрастием" она не понимает, просто где-то термин в книжке прочла.
Автор чуть ли не борца с режимом из себя делает, а по сути - просто струсила.
Это не в укор, девочкам можно...
0 Ответить
К счастью, ни одного стукача при жизни в СССР не видела.
Только в книжках постперестроечных читала, что у нас, оказывается, такой ужас был. А мы и не заметили. Анекдоты все тогда травили, разве нет? И многих за это посадили? Статистику не мешало бы предъявить. Я ни одного человека не знаю, пострадавшего в 70-80-х за анекдот.
Советские всегда подшучивали над своей жизнью, и даже с экранов телевизоров, насколько я помню. Юмористические программы были очень даже популярными, как и авторы - Иванов, Жванецкий, Горин и другие. Плюс газеты-журналы - Литературка (последняя страница), Крокодил, еще какие-то.
Про то, что при Андропове может быть облава в кинотеатре или магазине, слышала, но никого лично не знаю, кто бы попался (но, наверное, были).
И потом, кто был молод (а мы были ), тому было не до политики - занимались своими молодыми делами - влюблялись, женились, выясняли отношения, работали, читали запоем, ходили по ресторанам и кафе, в театры, на концерты, слушали музыку, ездили на речку и на море, в горы, гуляли под Луной и прочее. Все остальное было вторично и мало интересовало.
Когда пришел Горбачев с его речами, слушали поначалу его с интересом, потом перестали...
Потом все... Занавес.
3 Ответить
Cтукач - это состояние души.
Веду в хостеле "теплый дом" для стариков. Развлекаю как могу: легкое угощение, игры, песни, походы в парк, в театр и т.д. Ходит нам семейная пара в возрасте 80+. Он - бывший плотник из Гомеля, жена - бывшая медсестра. После каждого нашего еженедельного сборища бегут к коменданту и рассказывают обо всех разговорах между стариками. Собирают информацию о всех жителях хостеля: кто ночевал дома, а кто в другом месте; чем занимаются дети и внуки и т.д. За любую информацию хватаются. Иногда пытаются людей ею шантажировать, распускают сплетни. Комендант мне сам рассказывал, предупреждал.
Я так понимаю - это стукачество у них с советских времен.
0 Ответить
Содержание статьи совершенно несогласованно с заголовком. Да и статья слабовата.
3 Ответить
Что - то как - то я не заметила этих Андроповских времен...у нас такого не было на ВЦ, а мы работали в три смены, никто не проверял и не отмечал, не останавливал на улице и уж никто не следил за каждым нашим движением...Карин, вы это придумали Мы знали, что одной нашей сотруднице доплачивают с первого отдела и мы тогда поняли, что она является в качестве стукача, просто, при ней не рассказывали анекдотов про Брежнева Я тоже думаю, что это были какие человеческие перегибы на работе не очень умных руководителей, которые в угоду лоб расколотят, чтобы угодить Короче, такие страшилки, особо то, не пугали нас, а только смешили...ведь мы тогда все читали книги "Белые одежды" и "Дети Арбата" и конечно же, будучи комсомольцами не верили в коммунистическое будущее. Фанатиками были только карьеристы и то, это было лживая завеса, а не истинная убежденность и вера
4 Ответить
Чего-то как-то неубедительно.
Я уж думал по заголовку, что в конце кого-то как минимум на Колыму отправят, или в КГБ вызовут хотя бы. А так, образ "кровавой гэбни" получился неубедительным совсем Скорее похоже на обычные мелкие внутрирабочие дрязги.
По поводу Андропова кстати - не вижу ничего плохого в том, что в рабочее время люди работают. Это только у нас сейчас люди могут жить на "нетрудовых доходах". И даже в статье за тунеядство ничего плохого не вижу - знаю немало людей которые реально нифига не делают и живут паразитируя на родителях, например.
PS: Был во Франкфурте - днем на улице никого, все работают как ни странно, только для нас это очень странным кажется
7 Ответить
Частенько в таких житейский историях много односторонней правды - мы часто не знаем всего, судим со своих позиций или что хуже, с позиций коллектива, товарищей и т.д. По молодости не понимаем той самой конъюнктуры, в которой человек вынужден выживать и судим строго, отчего-то уверенные в том, что мы-то поступи совершенно иначе.
Хочу лишь сказать, что многие крамолы с возрастом и опытом становятся менее крамольными - обнаруживаешь в себе больше понимания, которого раньше не было.
(Вспомнилось, как то по молодости и меня ребята записали в стукачи. Якобы донес старшому, что водку пьянствовали в казарме. Откуда взялся этот слух? Да просто не свой я был для определенного люмпенского круга, вот и назначили меня, ч.н. "козлом". Хлебнул я тогда-)...
Автор когда-то очень мудро призывала к терпимости и прощению друг друга. Теперь то же хотел бы сделать и я здесь: не стоит торопиться судить строго.
Художественность подобных произведений тем и плоха, что утрирует и дает пищу для ума с категоричных позиций правильности и праведности. Хотя, может, я не совсем понял написанное-)
4 Ответить
Игорь Ткачев, в чем-то вы правы, но ... эту историю я записала как рассказ в прошлом году, а вот сейчас вспомнилась незначительная подробность: некоторое время Ю.В. работал в другом отделе нашей организации и по специальности вроде там был на своем месте. Мы тогда в его присутствии дружно удивились: для чего его перевели в отдел программирования? Он часто ходил в кабинет директора, который на нашем этаже в считанных метрах от нашей комнаты - невольно в памяти сохранилось. В маленькой организации все на виду.
0 Ответить
Карин Андреас, у меня недавно была такая история: работал я на заводе (самом что ни на есть совобразца) и был у нас некто Иван Иваныч, зам по безопасности. Лицо неприятное, везде что-то вынюхивает, директору стучит - так о нем говорили. Довольно неаппетитная личность, от которой все старались держаться подальше.
Лично я его строго не судил, но слухи вокруг делали свое дело - не очень я стремился с ним якшаться.
А случилось то, что довелось мне, в качестве и.о. начотдела сбыта, с ним в том числе, на директорских сходняках поучаствовать. Знаете, таких, где один оратор - Нерон, остальные все в тряпочку.
Так вот, директор всех распекает, идеи одна космичнее другой генерирует, все помалкивают и в блокнотики записывают, а ИИ ему типа как возражает, спорить пытается, свою точку зрения говорит.
На третьем совещании кого-то там увольняли, директор был зол, как пес, все, как обычно помалкивали, думаю, как бы и их следом не попросили, а ИИ встает и начинает заступаться за того, кого в пуху и дегте вымазывают.
Очень я тогда его зауважал - единственны, кроме меня сопляка, был человек, который директору осмеливался ч-т возразить, не торопился в приспешники.
Часто бывает и рожа не та, и слухов уйма, а соприкоснешься близко с человеком, и вишь, что он Человек, а не те, что о нем судачат.
А судачат, потому как воровать мешает. И пр.
4 Ответить
У меня был однокурсник. Вроде, не зазнавака, рубаха-парень, но мне он почему-то не нравился - его душа нараспашку мне как-то не нравилась стремлениями ужраться в сосиску, каким-то сальным отношением к девушкам...
А еще он очень любил травить политические анекдоты - а потом лез к тем, кому он их только что натравил и спрашивал их мнение... Пару раз я его просил мне такого не рассказывать... Не столько из-за анекдотов, сколько из-за рассказчика.
А потом, после окончания ЛГУ, он распределился в одно областное КГБ, с присвоением сходу звания и т.д.
Мы встретились на 20-летие выпуска, тому уже больше 10 лет назад. Говорили, что он генерал-майор и орденоносец, чуть ли не Герой Советского Союза...
0 Ответить
Игорь Ткачев, завод и вычисл.центр отличаются сильно: работали мы так: у кого-то ошибка в программе, а он найти не может; обращается ко всем: поможете? "угу,- говорит кто-то". Тот кто ищет свою ошибку негромко рассказывает свою задачу и как он организовал программу. Проговаривая вслух, он быстро сам находил ошибку. У нас, извините, воровать было нечего, кроме знаний, коими мы делились с радостью: спрашивая друг у друга: как легче организовать какой-то цикл?
0 Ответить
Карин Андреас, я не проецировал свой рассказ на ваш. Не сравнивал и не доказывал-) Лишь хотел заметить, что порой мы поспешны и неточны в своих выводах относительно людей.
2 Ответить
Игорь Ткачев, вывод я сделала, когда вспоминала разные эпизоды из своей жизни - после мнсульта, тогда мы лишь удивлялись тем событиям, а не искали виновных. Что-то мы не слышали о тотальной проверке соответствия профессии и занимаемой должности в других организациях.
0 Ответить
"Пока не произошла смена власти: сначала был Черненко – никто ничего особо не заметил, потом Андропов Юрий Владимирович."
Что за бред?
Сначала - Андропов!
Затем - Черненко!
Или уже всё смешалось в дом Облонских?
Оценка статьи: 5
8 Ответить
Андрей Владимиров, вы правы - для меня Черненко всего лишь фамилия, а с именем Андропова вот такая история.
0 Ответить
)) Занятная история. И - вполне обычная, да. Хорошо написано.
0 Ответить
Угу.. заголовок за уши притянут, и хисторь чрезвычайно занимательная - ее б в мемуарах издать, а не в глянцевом журнале вопрос-ответ.
Оценка статьи: 1
3 Ответить
Сергей В. Воробьев, вы правы - в глянцевом журнале нужно писать о знаменитостях, цветах и путешествиях.
0 Ответить
Можно и про стукачей, но желательно заголовок пригнать в соответствие с форматом, и разбирать явление а не единичный пример из личных воспоминаний.
Чтобы поставить точку в препирательствах - в статье я не увидел ответа на вопрос, вынесенный в тему, и не только я, а НИКТО из вашей статьи не узнал и никогда не узнает, как вольно дышит человек.
Оценка статьи: 1
2 Ответить
Сергей В. Воробьев, а как вы догадались, что был стукач?
Думаю точно так же вы узнали и ответ на поставленный вопрос: вольно дышит человек, если имеет свое мнение и не боится его высказать вслух. Проверяюший ничего "анти" не нашел и разогнал отдел на всякий случай - что ему удалось. В стране советов нельзя было иметь свое мнение и тем более его высказывать.
А в рубрике "проза жизни" формат не тот?
1 Ответить
Дорогая Карин, не уподобляйтесь борцам за демократию.
В СССР жилось не лучше и не хуже, чем в т.н. "цивилизованных странах". Только там стукачество давно возведено в ранг добродетели, стучащий там помогает победе добра над злом.
Вам просто не повезло разок.
Мы в отделе спорили куда как жарче - ан стукачей среди нас не оказалось. Хотя слухи (вообще слухи, не про наш НИИ) - ходили...
6 Ответить
Сергей В. Воробьев, исчезнет полетность, непосредственность. Сомневаюсь, что Карин удастся пригнать текст к формату. А вне формата - очень даже хорошо.
0 Ответить
Дражайшая ЛМ, неужели вы допускаете что некто неизменно ваш отважится спорить с 2-мя женщинами, одна из которых что-то там написала а другой писание понравилось? отнюдь.
Но это не значит, что симфоническому оркестру можно подсунуть гитарную распальцовку, равно как и наоборот.
зы
да тут полно таких криков души, мне одно непонятно - зачем их всовывать в формат вопрос-в-заголовке-ответ-в-статье.
Эдак и до стишков докатиться недалеко осталось.
Оценка статьи: 1
6 Ответить
Сергей В. Воробьев, ))) всякое дыхание хвалит Господа)))
0 Ответить
Люба Мельник, cпасибо! Неожиданно и приятно.
0 Ответить