Несчастный Гитлер
Фильму о войне нужен был Гитлер… А самый известный в то время Гитлер был Фриц Диц. Джорогова попросили связаться с ним и пригласить в Москву на пробы, но не говорить, что ему предложат роль Гитлера, лучше называть Манштейна. Он не понял, почему ему так сказали, но так и сделал. Фриц Диц приехал, переночевал в гостинице, наутро сам Джорогов приехал за ним на машине, чтобы вручить ему текст роли и довезти до студии.
Увидев, что ему дали, актер немного удивленно сказал, что он — Манштейн, они перепутали и дали ему не ту роль… Поняв, что путаницы нет, он очень огорчился. К тому времени Фриц уже много лет работал в кино. Играл хорошо, но… Слишком часто — Гитлера. Он до старости не получил никаких званий или повышений по службе из-за этого. Он, став уже известнейшим мастером, получал за свою работу ту же ставку, что в молодости, когда только начинал играть…
При этом, поскольку он был профессионалом, сыграл все сразу и великолепно. А представители «Мосфильма» подвинули идею — по партийной линии решили обратиться к руководству ГДР, чтобы те отметили великолепную игру актера хоть каким-то званием. И кроме этого добились оплаты работы актера по двойной ставке. В общем — помогли, чем могли.
Съемка переправы через Днепр
При съемках фильма «Освобождение» (той серии, которая про форсирование Днепра) есть маленький эпизод (минута, не более): на пароме через реку плывет танк, в паром попадает немецкий снаряд, взрыв, паром пробит, наклоняется — и танк, вместе с высунувшимся из своего люка механиком-водителем, скатывается в реку.
При съемке сцены переправы режиссеру вдруг захотелось это снять! А танк — почти антиквариат, стоит чудовищно дорого! А если он и впрямь утонет, то… А если утонет каскадер — то вообще…
Администратору удалось договориться с военными. Приехали водолазы, было выбрано не слишком глубокое место с твердым дном возле самого берега, и после того как взорвался взрывпакет и загорелось заготовленное тряпье — для густого дыма, танк с каскадером на месте механика покатился с накренившегося парома. Когда они вместе с танком ушли под воду, а эпизод (снимавшийся под несколькими разными ракурсами несколькими разными камерами) сочли отснятым, к месту утопления со всех сторон из-за кадра кинулись сверху, по воде — катера, а снизу, из-под воды — аквалангисты. Каскадеру дали воздух из баллона и вытащили его наружу, танк тут же зацепили тросами — и несколько тягачей дружно вытянули его на берег, который был всего в паре десятков метров. Обошлось.
…Да, я и сам помню — не было там густого дыма. Был взрыв как бы снаряда, был высокий столб воды — и Т-34−85 покатился под воду, а из люка механика-водителя торчала голова. Но — так я запомнил рассказ автора.
Съемка артподготовки
Когда в серии про операцию «Багратион» снимали эпизод, связанный с результатом залпа «Катюш» по обороне немцев — тоже были свои сложности. Известно, что «Катюши» холостыми не стреляют. Для эпизода были выделены три установки. За несколько километров от них были построены декорации, изображавшие немецкую оборону. В блиндажах, надежно защищавших от взрывов РС-ов прятались статисты. После залпа и взрыва всех снарядов статисты выбегали по команде из блиндажей и начинали метаться, сопровождаемые уже бутафорскими фейерверками.
Неподалеку от установок залпового огня стояла и наблюдала за съемками большая группа генералов. И интересно, и ответственность. И наверное, вспоминали, как это было на самом деле. Когда по команде режиссера был произведен залп, все взорвалось, и на холмах в нескольких километрах начали метаться статисты… Генералы увидели, что выстрелили только две установки. Третья не сработала. И сидевший в ней капитан, заклиненный на приказе «Огонь», начал исправлять неисправность — и вот-вот все исправит, а затем даст залп. Туда, где все уже выскочили из укрытий. Нашелся бравый полковник, который, громко матерясь, успел добежать и выволок незадачливого стрелка из кабины, не дав тому отстреляться. Говорят, этот полковник вскоре получил повышение по службе и в звании.
Но жертвы все же были. Ночью умер от инфаркта один из тех генералов, что наблюдали за съемками фильма. Сердце не выдержало.
Как часто то, что в кино выглядит так просто — снять настолько сложно!
Уважаемый Игорь, здравствуйте!
Я занимаюсь созданием сборника документов по истории киноэпопеи "Освобождение". Собираем и свидетельства тех, кто имел отношение или тех, кто их знал. Скажите, пожалуйста, откуда Вам известны такие подробности о работе Ю. А. Джорогова над "Освобождением"? Сохранился ли у него какой-то личный архив? Спасибо!
С уважением, И. Н. Стрекалов, кандидат исторических наук.
0 Ответить
Уважаемый Илья Стрекалов, в первой половине 80х мы с ним случайно оказались на одном семейном празднике.
Они зацепились языками с моим папой и сколько-то проговорили. А потом он подарил ему свою книгу.
Название забыл, но это - история его директорства на Ленфильме. Все, что я написал - именно оттуда.
И там еще очень много про его работу в различных фильмах.
Очень интересный человек был.
К его личному архиву у меня доступа нет, все - из открытых источников.
Насчет книги - с момента написания статьи к меня был один переезд. Она не выброшена, не пропала - просто ее сейчас не найти. Небольшая, в гибком переплете.
0 Ответить
Игорь Вадимов, здравствуйте ещё раз, прошу прощения, нет у Вас никаких сведений о наследниках Ю. А. Джорогова (если были), просто я еду в Петербург на следующей неделе, хорошо бы было связаться с кем-то, чтобы узнать, есть ли личный архив? Спасибо!
0 Ответить
Илья Стрекалов, боюсь, информации о его наследниках у меня нет.
Вроде бы - и наследников-то у него нет, он о них ни разу не написал, только о погибшей жене.
И архив врядли сохранился - в 90е годы уничтожались не только личные архивы. А за его квартиру в центре города долна была начаться баталия, а ходе боев всякие бумажки гибнут очень легко.
0 Ответить
Игорь Вадимов, спасибо Вам большое за ответ! Поздно увидел, почта не уведомляет, видимо, о сообщениях, но что я хочу спросить у Вас: скажите, пожалуйста, нет ли у Вас каких-то контактов (или способа их узнать) наследников Юрия Артемьевича? Если они есть, конечно. Книгу я прочитал, она действительно интересная. И в ней, в частности, говорится, что он отвечал за вопросы согласования выделения войск со стороны киностудии на первые фильмы киноэпопеи (пока был директором). Дело в том, что в Архиве Минобороны переписки с Генштабом о выделении техники и войск нет, но вдруг у Джорогова в личном архиве остались какие-то копии? Более того, в октябре я планирую быть (по другим делам) в Петербурге, поэтому могу принять какое-то личное участие в просмотре потенциальных документов. Нам нужны тексты этих документов, которые в Минобороны, скорее всего, пока ещё на секретном хранении (по формальным причинам). Вдруг повезёт? Но надо, конечно, контакт наследников какой-то получить, узнать...
0 Ответить
"Сейчас компьютерная графика в помощь - дорогое удовольствие, но людям при этом ничего не грозит."
Не дороже,чем настоящие рабочие раритетные/трофейные экспонаты и боеприпасы к ним.
0 Ответить
Сейчас компьютерная графика в помощь - дорогое удовольствие, но людям при этом ничего не грозит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить