• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Артур Батыгян Мастер

Где провести отпуск? На Колыме – так делали в СССР!

Три недели назад я вернулся из отпуска. Мы с друзьями уже который год отдыхаем в одном из чудесных поселков на побережье Краснодарского края. Вернувшись, привез домашним множество сувениров (горный мед, пряности, поделки из можжевельника, украшения из ракушек). А главное, хотелось поделиться огромным количеством впечатлений и настроением. И тогда моя бабушка в очередной раз удивила всех домашних своей историей из жизни по поводу…

Фото: Efired, Shutterstock.com

В этот раз она поведала о необычном способе провести отпуск, особенно экзотическом в наши дни. Далее по традиции повествование идет от ее имени…

…В 1973 году, когда мы с мужем работали на Колыме на прииске имени Гастелло, к нам в отпуск решила приехать моя приятельница Нина Ивановна. Кстати, именно с ней мы ездили в Ленинград, когда я выбросила обратный билет. Её знакомые и родственники удивлялись такому выбору, возмущались и были даже такие, кто пальцем у виска крутил. Мол, все отдыхать едут на Юг (а некоторые даже в Болгарию на Золотые пески), а она надумала на Колыму.

Самолет Ростов-Москва-Магадан, ещё 400 км по Колымской трассе — и Нина Ивановна у нас в гостях! Это был конец сентября, но у нас уже выпал снег, хотя морозы были еще не сильные. Погостила, набралась впечатлений, наелась голубики и красной икры, сфотографировалась на фоне снежных сопок и отвалов. И в десятых числах октября я поехала проводить ее в Магадан на самолет.

На первой остановке в районном центре Тонькинского района Усть-Омчуге (120 км от нашего прииска) мы прошлись по поселку, шел крупными хлопьями сильный снег. На фотоснимках, сделанных в тот день, фигуры людей едва просматриваются.

Отправились дальше, до Магадана было еще 5 перевалов. Мы поднялись на автобусе на первый перевал, и, не доезжая до вершины, застряли — дорогу перемело. Стояли мы очень долго, то и дело кто-то выскакивал из автобуса по естественным надобностям. А метель и мороз все усиливались.

Прошло несколько часов, захотелось уже поесть, а у нас с собой ничего. По неопытности ничего не взяли, ведь обычно автобусы останавливались у каких-нибудь столовых перекусить. Все в автобусе что-нибудь жуют. Через проход от нас семейная пара ест из литровой банки кусочки жареного мяса. Видимо, кто-то заметил, что только мы сидим и ничего не жуем, передал нам кусочек «краковской» колбасы (без хлеба). Потом еще кто-то дал две груши.

Наконец появились бульдозеры, но дорогу почистили не впереди, а сзади. Все машины и наш автобус начали осторожно спускаться вниз. Когда мы спустились с перевала, все ринулись в магазинчик небольшого поселка, где жили рабочие, обслуживающие трассу. С прилавка смели все. Продавец, наверное, выполнила недельный план товарооборота. За это время очистили всю дорогу через перевал, и мы снова двинулись вперед. В этот раз проехали нормально и этот перевал, и следующие четыре.

Не доезжая 70 км до Магадана, на равнине, автобус попал на лед. Сбросились все пассажиры по одному рублю, водитель нанял трактор, и нас перетянули по наледи. Дальше до Магадана доехали благополучно.

А в Магадане мы остановились на ночевку в квартире знакомых, которые были в долгом отпуске на материке, но ключи оставили у соседа (бывшего главного энергетика нашего прииска). Как я уже говорила, люди в былые времена гораздо легче выручали друг друга… К слову сказать, отпуска на Севере брали раз в три года (2,5 года работали и полгода отдыхали), тогда оплачивался проезд до места отдыха туда и обратно. Наши знакомые отдыхали уже 4 месяца.

Мы пришли в квартиру с продуктами, которыми запаслись в поселке, поужинали и легли спать. Но вскоре вскочили, так как нас кто-то кусал, зажгли свет и увидели полчища клопов. Вся квартира была по тогдашней моде увешана коврами — рассадниками для клопов, которые изголодались в отсутствие хозяев. До утра мы больше не гасили свет и не сомкнули глаз.

А утром я проводила подругу на самолет Магадан-Москва-Ростов — она отправилась домой, а я на автобусе к себе на прииск им. Гастелло, пополнять золотой запас страны. Обратно доехала без приключений. Правда, от беготни «за автобус» на перевале заболела воспалением легких, и соседка лечила меня прополисом, настоянным на спирту.

Не знаю, что рассказывала об отпуске Нина Ивановна своим знакомым и родным, но мне она никогда не говорила, что жалеет о том, что провела его на Колыме…


Не знаю, как у вас, а у меня получилось наяву представить все, о чем рассказала моя бабушка — тем более что она сопровождала воспоминания фотографиями из старого плюшевого альбома. Некоторые размещаю для обозрения.

Статья опубликована в выпуске 16.09.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: