В последнюю группу входят люди, фанатично любящие свое дело, ищущие в архивах и библиотеках новые темы и направления, чтобы сделать свои экскурсии еще интересней и познавательней. С одним из таких увлеченных людей мы и встретились в ходе путешествия по Норвегии.
У меня был замечательный дедушка. В свои почти 80 лет он прекрасно выглядел. Нет, конечно, видно было, что это уже пожилой человек. Пожилой, но не старый. Очки за всю свою жизнь он не надел ни единого раза, быстрая ровная походка, ну, а то, что слегка поседел, да облысел, а во рту полный комплект не предусмотренных природой вставных зубов, так какая жизнь прожита — две революции, три войны.
Поражало в дедушке то, что он продолжал работать, причем работа у него была о-го-го — главный бухгалтер-ревизор ликеро-водочного главка министерства пищевой промышленности СССР. В чем заключается работа ревизора, догадываетесь? Значит, понимаете, что человеку в достаточно преклонном возрасте приходилось регулярно ездить в разные стороны нашей необъятной страны, ведь чего-чего, а ликеро-водочных заводов у нас хватает.
Помню, вернулся он из очередной поездки, и его дочь, которая моей мамой по совместительству была, спрашивает:
— Папа, и не тяжело тебе вот так по Союзу мотаться?
Дедушкин ответ я запомнил очень хорошо, а поскольку мы с ним оба очень легки на подъем оказались и всегда готовы были куда-нибудь поехать, чтобы где-нибудь на что-нибудь интересное посмотреть, то и руководствуюсь я его словами вот уже много десятилетий:
— Да ты что, Иринушка? Я ведь как в новое место приезжаю и время образуется свободное, сразу же в музей краеведческий иду, а потом прошу, чтобы мне с экскурсией по городу помогли. Так это все интересно, что я даже и не думаю об усталости.
Вот и я, впервые побывав на экскурсии около 60 лет назад, с тех пор не оставляю этого занятия. После общения во время поездок со множеством гидов в моей голове постепенно сложилась какая-то своя классификация тех, кто причастен к этой деятельности. Разделить всех пришлось на три укрупненные группы.
Первая, достаточно многочисленная, я обозвал ее «сопровождающие». Входящие в нее люди будут рядом с вами, они по долгу службы даже будут о чем-то рассказывать и на что-то пытаться обратить ваше внимание, но все это будет так, что к концу экскурсии в голове у вас мало что останется.
Вторая группа тоже большая, это экскурсоводы. Хорошо выучив текст, они повторяют его так часто, что он просто отскакивает от их зубов. Зачастую это неплохие специалисты в каком-то узком специальном вопросе, они незаменимы в музеях, но стоит их ссадить с любимого конька, как они начинают теряться, и всем сразу же становится скучно.
Самая редко встречающаяся категория — это настоящие гиды, люди фанатично любящие свое дело, все свободное время проводящие в библиотеках и архивах, дабы найти нечто эксклюзивное, на что обязательно должны клюнуть любители узнать что-нибудь новое и интересное. Они придумывают новые темы и направления, они знают если и не все, то очень и очень многое, и не только в пределах своей излюбленной темы, но и обо всем вокруг нее.
Надо отметить, что такие люди встречаются все чаще и чаще. Вот и в последней поездке нам повезло.
Вначале это произошло в Лонгйире — столице Шпицбергена, куда мы прилетели уже заполночь. Чтобы добраться до забронированного отеля, пришлось вызвать такси. К нашему удивлению приехавший таксист оказался нашим соотечественником. Проработав много лет в русской зоне Шпицбергена, в городе Баренцбурге, он вынужден был в девяностые годы перебраться на норвежскую территорию, где и устроился на работу в такси.
Вадим, так его звали, на следующий день любезно согласился немного покатать нас по городу и окрестностям и оказался таким замечательным рассказчиком, так много знающим и о Лонгйире, и об истории самого архипелага, что мы даже немного огорчились, когда наша поездка закончилась, поскольку у Вадима оказались неотложные дела. Вот так нечаянно мы встретились с человеком, для которого проведение экскурсий — это даже не хобби, просто попались русские туристы, с которыми можно поболтать на родном языке, он и оказал нам эту любезность.
А вот в Осло заблаговременно заказанная обзорная экскурсия оказалась сорвана. Пришлось срочно залезть в Интернет. Предложений оказалось немного, среди них нас заинтересовала одна — «Город Четырех Королей». Любопытная профессионально сделанная фотография, хорошо изложенная квинтэссенция привлекли внимание, и мы решили рискнуть. Уже через пару часов мы встретились с молодо выглядевшим худощавым человеком, с небольшим акцентом говорящим по-русски. Это явно был акцент человека, родившегося на Кавказе, где-то на берегу Каспийского моря.
Так и оказалось, Рами действительно родился в Баку, его семья вынужденно покинула родной город в тревожные январские дни 1990 года. Судьба помотала Рами по различным городам и странам, пока он окончательно не осел в столице Норвегии. Овладев норвежским, Рами, профессиональный фотограф по образованию, занялся историей страны, в которой он теперь живет, и прекрасно знает не только все о Норвегии, но и историю сложных взаимоотношений между нашими государствами.
Экскурсия была замечательной, но посетить все не успели, не уложились в оговоренное время, медленно ходим, наверное, и уже собирались расстаться, когда Рами сделал нам неожиданное предложение:
- Сейчас у меня дела, ведь вы появились неожиданно, но часов в девять я должен освободиться и хотел бы предложить вам бонус. Будет еще совсем светло и мне хотелось бы показать вам мемориальное кладбище, где похоронены как умершие иностранцы — узники концлагерей, так и бойцы движения сопротивления в годы фашистской оккупации Норвегии, в том числе и советские воины.
Мы с благодарностью приняли это любезное предложение, и вечером Рами подъехал к нашему отелю. На улицах машин было мало, поэтому ехали мы быстро. Всю дорогу Рами даже не говорил, а скорее пел, рассказывая о Королевском дворце и парке, его окружающем, о некоторых наиболее любопытных с его точки зрения улицах и зданиях Осло.
Когда же мы добрались до Западного кладбища, где стоит памятник советским солдатам и похоронено 347 наших воинов, Рами совсем воодушевился. Он уже несколько лет занимался розыском в норвежских архивах любых сведений о советских военнопленных, содержавшихся в концлагерях на территории оккупированной Норвегии, и ему уже удалось установить еще одно место захоронения пятерых советских солдат с фамилиями и другими биографическими данными.
Дополнительная экскурсия закончилась ближе к полуночи, когда начало заметно темнеть. Мы с сожалением и большой благодарностью расстались с Рами, хорошим отзывчивым человеком и прекрасным гидом, который, к слову сказать, денег за эту вечернюю поездку не взял.
- Я же сказал, что это бонус, а за бонус деньги не берут.
Экскурсоводы, как правило, весьма начитанные люди, владеющие словом. Точнее, устной речью.
Гиды... Не знаю, по-моему, это тот же экскурсовод, но за границей.
Сопровождающим может быть любой знакомый, б. или м. знающий "предмет". У меня было несколько таких людей, в основном родственников, которые показывали свой родной город, который я ни разу до того не видела.
Есть экскурсоводы от бога. Они обладают, кроме всего прочего, эмоциональностью, могут читать стихи (если это по теме)... В общем, я бы назвала их экскурсоводами-актерами.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья о чудесном гиде и просто хорошем человеке. Рами и нам показал Осло таким, каким без него мы бы никогда этот город не смогли увидеть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как раз занимаюсь разработкой экскурсий (тема у меня очень узкая). Никогда этим раньше не занималась. Поняла, что надо быть очень любящим своё дело. И Ваша статья очень кстати. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить