В начале девяностых дело было. Помните, как рубль себя вел, когда один известный политик, который перед всей страной клялся и божился, что на рельсы ляжет, взял, да и отпустил цены в свободное плавание? Если кто забыл лихие 90-е, — напомню.
Заскакиваешь после работы в магазин, чтобы чего-то купить к ужину, и держишь в уме утренние цены, а как до кассы доберешься… Хорошо, если всего того, что у тебя в кошельке лежит, хватит не только на буханку хлеба. А ведь ещё до обеда на те же самые деньги, помимо хлеба, можно было купить пакет молока и полкило вареной колбасы. И так — каждый божий день.
Естественно, народ, если было что, стремительно конвертировал, свои зарплатные рубли или в финскую марку, или в доллары. А то ведь… Если в рублях, так к концу недели от покупательной способности оставшегося неизменным рублевого номинала мало что оставалось. Хотя какой-то небольшой запас в родных деревянных приходилось оставлять. Продукты можно было купить только за рубли. Но вот по всему остальному… Продавец ориентировался исключительно на денежные знаки иностранного происхождения. И, соответственно, на это же ориентировал и покупателя.
И его можно было понять. Вот продаст он всё то, что у него сегодня на прилавке, и в конце недели поедет на оптовый рынок. А там что? За рубли купишь в несколько раз меньше от того, что ты за неделю продал. И тогда? В чем смысл торговли? Откуда браться прибавочной стоимости, с которой и себя самого, и семью кормить?..
Поэтому доллары и марки стремительно потеснили рубль в ежедневном торговом обороте. Естественно, державу эта ситуация край как не устраивала. Она ведь свою валюту эмитирует. Которая должна, просто обязана быть в обращении. А если нет, то… Мы кто такие? Самостоятельная страна или так, филиал тех, кто печатает ту же зелень или тут, прямо под боком, или далеко за океаном?
Вот, власти предержащие и приняли меры. Время от времени на вещевой рынок заскакивали парни в милицейской форме. И чуть что — незаконно! — конфисковывали у продавца валюту, а у покупателя товар, что был приобретен не за родные рубли. Ну, и акт соответствующий составляли. А иногда и без него обходились. Вали, мол, отсюда, пока не взяли тебя под белы рученьки.
…Я тогда ещё на предприятии работал, которое совсем недавно из государственного в акционерное превратилось. И соответственно, должно было само выгребать к берегу из этого хаотично штормящего океана новой рыночной экономики. Без какой помощи. Наверное, в том числе и поэтому денег не было. Зарплату время от времени выдавали то рыбными консервами, то рисом, то куриными яйцами. А в магазине не скажешь: «Давайте, я вам банку трески в масле, а вы мне — буханку хлеба и бутылку кефира». Чтобы семью кормить, нужны были деньги. Если не доллары, то хотя бы рубли.
Я и кооперировался с друзьями-приятелями, которые на тот момент времени почти все уже стали предпринимателями. То отдашь кому-то на реализацию консервы, то встретишь кого-то с товаром на вокзале, отвезешь на рынок, поможешь разгрузиться и за это получишь какую-то копеечку.
Вот и в тот раз. Встретил кого-то из приятелей на вокзале с товаром, привез его на рынок, стали разгружаться. А так, между делом, посматриваю по сторонам. Гляжу, у соседнего лотка — самый разгар процесса купли-продажи. Такая запоминающаяся, габаритная тетка из тех, что коня на скаку спокойно останавливает, а быка-производителя с ног одним ударом валит, увлеченно так торгуется по поводу ши-икарного турецкого свитера. Может, кто помнит, были такие — лохматые, как пудели. Вот-вот… Именно такой тетке и приглянулся. И размерчик под неё у продавщицы, как ни странно, имеется в наличии. Вот они друг друга и убеждают — а скока это может стоить. Одна, соответственно, настаивает на истинности той цифры, что побольше, другая, в огорчение первой, уверяет свою собеседницу, что значительно… Значительно меньше!
Я и полмашины перекидать на прилавок не успел, как их разновеликие исходные всё-таки сошлись в одной точке. И договорились они. На пятьдесят зеленых, с портретом 18-го президента США, Уиллиса Гранта, на аверсе.
Тетка — и без очков видно! — исстрадалась вся. Жалко ей этой бумажки… Чуть не до слез! Но… Очень хочется! Нравится ей свитер. Сильно-сильно. И уходить от прилавка без покупки она не собирается. Соответственно, достает кошелек и, порывшись в нем какое-то время, выуживает из его неведомых глубин порядком затертую бумажку производства Федеральной резервной системы тех самых Соединенных Штатов. И опять же, видно… Невооруженным глазом видно — единственная это у тетки бумажка. Нет у неё больше долларов. Да и центов тоже нет.
И вот только… Только товар и деньги возвратно-поступательно перекочевывают из одних рук в другие, как тут — бац! И прямо, как черт из табакерки, между теткой и прилавком выскакивает… Мент! Я бы даже сказал не мент. Ментеныш. Такой щуплый, маленький. Метр с кепкой. И молоденький-молоденький. Сразу видно — из новоиспеченных. Форма даже обмяться не успела.
Этот ментеныш хватает розовую мечту всей теткиной жизни, которую она с непередаваемым выражением счастья на лице уже прижимает к самому к сердцу, и — незаконная валютная операция! — тянет злополучный свитер к себе. Та же, ещё ничего не понимая, не отпускает от себя только что приобретенное: «Люди добрые, да что же это деется?» Но мент, уверенный в себе, в своей властной силе, как тянул свитер к себе, так и тянет. Упорно, настойчиво.
И тут до тётки доходит… Доходит что сейчас — вот-вот! — её лохматую турецкую мечту и надежду на женское счастье, отберут. При всём честном народе конфискуют к чертям собачьим! И как только она это понимает… У меня было такое впечатление, что кто-то вдруг неожиданно на всю мощность включил сирену воздушной тревоги.
Как только уши пообвыкли и стали способны принимать этот децибеловый удар, появилась возможность узнать — о чем это тетка так эмоционально. Хотя понимать, вообще-то, было нечего. Такого виртуозного сольного исполнения по части кондового русского мата мне редко когда приходилось слышать. Но это…
Это была только первая часть марлезонского балета. Практически сразу же за ней последовала вторая. С криком: «Да я за эти пятьдесят баксов в родном озеленении», — тетка со всего размаху впечатывает свой, очень даже приличный по размеру кулак ментенышу прямо в ухо. И тот… Получив солидную порцию отрицательно заряженной кинетической энергии отлетает в сторону от места происшествия метров на пять-семь. Не меньше. А вот его фуражка…
Видимо, её не коснулся процесс энергетической передачи. И она… Так, неспешно планируя, на глазах у всей изумленной публики, что случайно оказалась именно здесь и сейчас, опускается на то самое место, где — вот только что! — стоял представитель власти. И пока народ зачарованно смотрел за этим свободно-парящим падением, тетка (и откуда только прыть взялась при таких-то габаритах?!) руки в ноги и — ходу. Ходу!
В общем, когда ментеныш поднялся, отряхнулся, поднял с асфальта свою новенькую фуражку, тётки и след простыл.
А я, помнится, глядя на наливающееся багровостью ментовское ухо, именно тогда и подумал… Типа того, что теперь понятно, почему у нас такой зеленый город. Если все озеленители обращаются с граблями и лопатами так, как эта тетка съездила ментенышу в ухо — ничего удивительного! Они озеленят и раскрасят в разные цвета всё. Всё, что угодно! От физиономии до центральной городской площади Петрозаводска.
Весёлая история. Молодец, Константин!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Дела давно минувших дней...
1 Ответить
Н-да-с! Крутой город Петрозаводск!
У нас, в Питере, в Гостинку, скажем, приходили с долларами, смотрели товар, выбирали, договаривались, в обменнике меняли доллары на рубли - и платили рублями.
А на базаре я за 140.000р купил себе шикарную куртку из кожзама - и носил ее... да по сих пор она на даче незаменима весной или осенью.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ну, я бы так не сказал. Скорее, своеобразный. Но своеобразие, как мне кажется, есть у любого населенного пункта, будь он хоть большой, хоть поменьше. Естественно, с учетом региональных особенностей.
Если серьезно, то у нас на тот период времени были распространены открытые рынки. Огороженные площадки, на которых стояли лотки с навесами. Потом часть лотков заменили на киоски. И так - в каждом микрорайоне. А банки тогда ещё были больше в центре. И что? Мотаться между рынком и центром, чтобы поменять доллары или марку? Утомительно как-то. Да и время на это надо. А терять его, вроде, как и не хочется. И сейчас по микрорайонам исключительно отделения Сбера. А у него курс обмена не самый выгодный. Но нынче и ситуация, само собой, совсем другая.
1 Ответить
хорошо, что расстаемся с прошлым - с юмором
0 Ответить
Уважаемые комментаторы!
Сохраняйте уважение к автору статьи и друг к другу!
2 Ответить
Я их и не обсуждаю, жаль тратить время на разных придурков. Да и вы, Алла, идите себе лесом. Или полем. Что у вас там сейчас перед глазами.
Смотрю, что-то в вашей жизни идет совсем не так, как вам того хотелось бы. Поэтому и радость большая вам от того, если кому-то тоже удастся испортить настроение. Так на этой страничке номер не проходит. Почему, я уже там, вверху, написал. Так что идите вы...
Может, в другом месте вам и повезет. Ну, а мне остается только посочувствовать людям, к которым вы заглянете...
7 Ответить
Константин Кучер, С удовольствием нажал на +1. А к Алле еще кое-кого добавил бы
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Большое спасибо, Александр!!
2 Ответить
Дааа! Про котлетки писать братцу Сеньке и шапка впору.
8 Ответить
Уж вам-то, Алла, насколько я понимаю, любая шапка к лицу? И мы все, дружненько, можем за вас порадоваться?!
5 Ответить
Алла Недосекина, фи, как грубо и совсем вам не к лицу.
Читателям вообще не пристало учить авторов, что и как им обсуждать.
2 Ответить
Алла Недосекина, всего Вам доброго. Свои слова на нашем сайте Вы уже сказали.
2 Ответить
Это да, идет не всем, вернее, только единицам, тут я с Лидией Богдановой абсолютно согласна. Для остальных прочих есть шуточные заменители, например, "кипит твое молоко на моем керогазе", раньше я таких выражений несколько знала, но забылось со временем, да и работа отнюдь не располагает ни к каким нелитературным выражениям. Хотя в свое время купила книгу "История русского сквернословия", но пока воспользоваться ею случая не выпадает ни в каких целях. Если только кроссворд сделать, но его ж ни на сайте разместить, ни людям показать. А вот подборочку заменителей матерных выражений сделать было бы, наверное, интересно.
Уж наверняка Константин Кучер что-нибудь знает... Да и историй, с этим связанных.
Да, говорят, есть тест на знание человеком матерного языка, надо только послушать, что он говорит наступив на кошку... Правда тест сомнительный, я, наступив на кошку, ору: "Кошка!!!", а вот споткнувшись, говорю всегда одно и то же, но не совсем прилично.
Это, конечно, не заказ на статью, но, возможно, информация к размышлению...
Успехов всем и пусть не будет ситуаций, провоцирующих нас на ненормативную лексику.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Как-то в порыве выругалась матом, что мне конечно не привычно, да и ухо режет, так вот моя соседка по даче, сказала, что мне не к лицу. Не каждый оказывается матом может ругаться, одному к лицу, а другому нет. Просто тут у нас есть одна другая соседка по даче, которая совершенно, не хабалка какая-то с базара, вполне культурная женщина, танцовщица, вместе с мужем разъезжают по различным танцевальным шоу в командировки, так вот она виртуозно говорит матом и у нее это так интересно получается, совсем как-то не матно, не вульгарно. Но, вообще, женщине ругаться матом как-то не красиво, грубовато.
2 Ответить
Да, русский мат - это целый пласт русской речи, причем, некоторые не просто виртуозно им владеют, но и с большой долей артистичности. И если у большинства это выглядит грубо и местами вовсе неприемлемо, то у артистов русского матерного слова - это действительно, права Ирина, просто песня!
И я заметила, что женщины в этом деле более "профессиональны", у них это и не мат вовсе, а целая философия, и им это даже идёт. Знаю одну барышню с литфака... Это да, была песня!
Ну, а Константин Кучер, как всегда, ироничен, точен и меток в слове, то, что мне нравится,как он пишет и что пишет, я уже говорила.
Успехов, Константин!
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Спасибо, Екатерина!
1 Ответить
Да уж, история и смешно и грустно.У нас тоже тетенька была, большая такая, кладовщица, о как она умела материться причем голос был не грубый, а вполне себе даже приятный и женственный, но слова!!!! я не смогу здесь даже некоторые словечки озвучить, а чаще всего я ее и вовсе не понимала, просто по интонации и жестам до меня доходило, что на складе ничего нет и не будет, пошли все куда подальше. адреса были такие заковыристы, никакой-то там традиционный и грубый мат, а пестня! виртуоз короче.
Тетка со свитером у меня просто вся до тонкостей нарисовалась. Хорошо написано, так ярко всё, у меня самой воспоминания всколыхнулись, про те времена.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Вы правы, Ирина. Частенько мы по жизни встречаемся с такими колоритными личностями, что они остаются в нашей памяти на всю оставшуюся.
Спасибо за тёплый отзыв!
5 Ответить
Ну а тож! Больно ж видеть как ты, родимый, убиваисси понапрасну. Костик-то мужик хороший, ты б задружился с им, он и юморцом и с сатиркой, и слог дюже хорош, душа прямо-таки радуица. Ты, милок, с утречка-то на свежу головку пораскинь там чем. А я за тебя помолюся кому-нито. Наш-то такова не одобряит, ой не одобряит. В книжечку свою всё пишет, пишет... А посля-то как ему отвечать, в глаза смотреть...
Ты, Севушка, уж помягче... Ты с людями помягче, и они к тебе всем добром. Зло-то оно моду какую взяло - кругами ходить, прямо как бумеранг бусурманский, не к ночи будь сказано...
Ну, бывай, родненький. Кланяйся домочадцам, животинку кормить не забывай. Оне ж все ласку да холу любют. Ну и сам молодцом будь, не простужайся, сильно холодного пивка не пей, душою не скорби, блюди себя, жизни радуйся. Она ж мало того, что одна, так и кончаица быстро, не успеешь-то пообвыкнуть, а она-то уж и тю-тю.
Засим прощай, милый. Не поминай лихом.
Оценка статьи: 5
5 Ответить
Екатерина Ищенко, вы тут давеча говорили, что костик-то мужик хороший, а он воно чё - обиженная баба плаксивая. Может, на тракториста он и выучился, да из под хвоста кобылы его уже не достать.
Сева Татарский, вы правы, брательник ваш - идиот.
7 Ответить
И тебе, Катенька, поможи кажный в деле твоём миротворском. Ну, и счастию всякого.
Оценка статьи: 1
5 Ответить
Бли-и-н! Эт чёж тут деется-то? Сёвушка, родненький, дык куды ж тя занесло, типа в прямом и переносном? Брательника-то чёж кинул без присмотру, и мамашу всуе поминаешь... Она ить, как лучше хотела.
И то правда твоя , Сёвушка, все люди как люди, по нормальным сайтам шарятся, и чего тя сюда занесло, расстроился поди.
А Кучер тоже хорош, нет бы посочувствовать, а он куму подставил, она хоть баба крепкая - и коня, и оглоблей - но у нее ж свои такие...
Ой, робяты, чой-то вы тут не того.
Сёвушка, ты ж полегче с людями. Типа нашими. Их же всё меньше... А то самому придется всё и за всех.
А так - "нормально, Григорий, отлично, Константин!"
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Спасибо тебе, Катенька, сестрица родная, за ласку твою и слово доброе. Прямо душу отогрела.
Оценка статьи: 1
5 Ответить
Ужос-то какой!! Тут полные придурки по сайту бродять... И без присмотру! Караул, люди добрые! Спасайся, хто магёть!!
6 Ответить
Ну, хоть кого-то здесь вразумить получилось - и то не зря.
Оценка статьи: 1
7 Ответить
Тяжело вам, сердешному. Примите мои самые искренние соболезнования.
P.S. За вами-то уже маманя, надеюсь, присматривает?
5 Ответить
Так померла же уже маманя наша - крест это мой теперь, ведь обещал.
Все люди как люди, а мой брат - идиот.
Оценка статьи: 1
9 Ответить
Вот он и несет вякую чушню. Уж больно хочется ему быть счастливым. В т. ч. и за счет всех нас. Мы это понимаем и особого внимания на эту чушню не обращаем.
5 Ответить
Нее, маманя велела присматривать, брат всё же. Без внимания я его не оставлю. Ему ж, малахольному, оценку не поставь, он свою болезнь нормой сделает.
Видать судьба така, за дураком смотреть.
Оценка статьи: 1
9 Ответить
Да что с ним, убогим-то?.. И понимашь, что дурачок, а всё одно - жалко.
5 Ответить
Да, брат, его поэтому и пускают сюда, выговориться дают, потому как - жалко болезного.
Оценка статьи: 1
7 Ответить
И не говори, кума. Представляешь, как нам всем чижало с ним, этим братцам-та?.. Осаблива, кады он мяукает так жаластлива.
3 Ответить
Да, брат, за эти кошачьи напевы и кол ему, и промеж глаз телячьих, и туда, где помягше, и за рассказы его нелепые.
Оценка статьи: 1
7 Ответить
Приехал как-то брат из городу, весь такой модный, нарядный, с начёсом. Раньше то он был балбес балбесом, а тут его в техникум послали учиться, на тракториста.
Собрал он вокруг себя детишек малолетних и давай им лапшу на уши вешать модными словами, вроде смешной истории рассказывать.
Там у него и политик, что на рельсы ляжет, и покупательная (тут он заострял особо - покупательная) способность рублёвого номинала, и прибавочная стоимость, которая эмитирует. И про властей придержащие, и про их меры. А какие на городе женщины! Коня на скаку, быка одним ударом (бык-производитель, это важно).
Для важности, вспомнил 18-го, да-да, восемнадцато-го президента Гранта, отметил высокую производительность Федеральной резервной системы, добавил немного лирики про лохматую турецкую мечту, закружившуюся с надеждой на женское счастье в марлезонском балете. А в конце, дабы подчеркнут свою образованность в технических вопросах, поведал о процессах энергетической передачи.
Никто в деревне его не понял, да и не смешно было.
Эх, был балбесом, балбесом и остался.
Оценка статьи: 1
15 Ответить
А это что за дурачок? Мяукает тут таким тоненьким голоском: "Мяу-мяу". Похоже, что кажется ему, что он такой умный-преумный. Прямо заумный. Только вот из котенка в утку никогда ему не превратиться. А креститься он не умеет.
Тут и сказочке конец. А кто слушал... Правильно, молодец!
3 Ответить
Вот такой у меня брательник.
Ну, что же, в семье не без урода.
Оценка статьи: 1
9 Ответить