Там, где начинается река Костериха, близ Бауцына леса жил славный охотник и хлебороб Ирака со своей женой Логунихой. С весны до осени Ирака в поле работал, а зимой на охоту ходил. Было у Ирака три сына и семь красавиц дочерей. Софон — старший сын, давно женился и жил со своим семейством близ Кесовой горы. Средний сын Каюш, тоже женившись, основал своё хозяйство, недалеко от брата. Ну, а младший сын Тютя жил с отцом, да матерью, да прекрасными сёстрами, отцу помогал, да сестёр оберегал. Юность уже пролетела, а ума, как у ребёнка, всё мечтал о чём-то, сказки разные придумывал, да с сёстрами в прятки, да догонялки играл.
Поставили братья Софон и Каюш на речке мельницу, чтоб зерно молоть. И послал как-то отец Тютя к братьям, чтоб муки намолоть. Нагрузил Тютя мешки с зерном полную телегу и отправился. А путь лежал через Бауцын лес, да на Столбовскую горку. Едет Тютя по Бауцыну лесу, и вдруг перед поляной конь остановился, уши навострил и затрясся, будто волка учуял. Как ни пытался Тютя коня с места стронуть, ничего не получалось — стоит конь как вкопанный и от страха трясётся.
Решил Тютя посмотреть, чего это конь впереди такое учуял, что так трясётся. Вышел он на поляну и увидел обнажённую прекрасную девушку. Каштановые волосы у девушки растрепались и слегка прикрывали упругие груди, кожа гладкая, золотистым цветом на солнце переливается. Смотрит на неё Тютя как зачарованный и взгляд оторвать не может. А девушка как будто его не замечает, ходит и тырличь-траву собирает, да в кучку складывает. Положила девушка очередную охапку с тырличь-травой в кучу и перевела взгляд на Тютя. Смотрит он в глаза девушки как заворожённый, а взгляд у неё жгучий и манящий, глаза карие, будто волчьи.
Вдруг как будто заискрилось всё вокруг и обуяла их страсть великая. Стали они в страсти той обниматься, да целоваться, да по поляне кататься, пока закат наступать не начал. Уставшие, но довольные, легли они посреди поляны, обнялись, отдыхают, закатом любуются. Как совсем темнеть стало, вскочила девушка, бросила на Тютя влюблённый взгляд и побежала к краю поляны. Добежав, перекувыркнулась она слева направо через коромысло и обернулась волчицей, только задние ноги у неё вперёд сгибались, как у людей, да и скрылась в лесу.
Опомнился Тютя, вспомнил, что ему к братьям ехать надо, побежал телегу с конём искать. Прибежал, конь успокоился и пошёл сам потихоньку к братьям на мельницу, а Тютя лёг в телегу, лежит, мечтает, да на звёзды смотрит. В полночь только до Каюша добрался. Стал Тютя брату про девушку-волчицу рассказывать, да тот не поверил: «Опять ты сказки свои рассказываешь, жениться тебе надо, может, поумнеешь». Посмеялся над ним, да спать лёг.
Утром встали братья, пошли на мельницу, намололи муки и обедать сели, а Каюш всё над братом посмеивается:
— Ишь, чего придумал, с волкодлаком он встретился… Точно тебе жениться надо… Да у нас сроду волкодлаков не было, не любит Квасура волкодлаков и не пускает их на свои земли… Вот у Сварога, Лады или Велеса их тьма, на их земле что ни человек, то волкодлак…
Поспал Тютя после обеда, да домой поехал.
Едет и думает, встретится ему в лесу девушка-волк или нет. Хочет, чтоб встретилась, да боязно. Так и доехал до Бауцына леса. Едет, то на коня, то по сторонам смотрит, сердце стучит, того и гляди выскочит, а тело от ожидания аж в дрожь берёт. Вдруг конь остановился, уши навострил и затрясся. Понял Тютя, что пришла она к нему, слез с телеги и пошёл на поляну, где вчера с ней обнимался. А девушка уже на поляне сидит, его дожидается, увидела Тютя, засияла вся, на него влюблёнными глазами смотрит, ждёт, когда он к ней подойдёт.
Подошёл к ней Тютя, и снова как будто заискрилось всё вокруг, и снова они стали обниматься, да целоваться, да по поляне кататься, пока закат наступать не начал. И снова уставшие, но довольные, легли они посреди поляны, обнялись, отдыхают, закатом любуются. Как совсем темнеть стало, девушка-волк присела и говорит: «Если третий раз мы с тобой встретимся, то превратишься ты в волкодлака… И если люба я тебе, то приходи завтра после обеда сюда на поляну, да захвати с собой 12 ножей, ты станешь волком, а я волчицей, уйдём мы с тобой в леса дремучие, в земли Велесовы и будем с тобой неразлучны». Сказала, поцеловала Тютя в губы и побежала на край поляны, перекувыркнулась она слева направо через коромысло и, обернувшись волчицей, исчезла в зарослях.
Вернулся Тютя домой, когда совсем уж темно стало. Отец стал браниться да выспрашивать, почему он так долго ездил. А Тютя молчит, ничего не рассказывает, только взглядом по избе бегает, как будто чего выискивает. Побранился отец, побранился, да и спать легли.
Утром мать Логуниха захотела хлеба нарезать, сунулась, а ножа нет, стала нож по дому искать, да никак не найдёт. Пошла в сени, хотела там нож взять, а там тоже нож пропал, в кузню пошла, да и там все ножи пропали. Пошла у Ирака спросить, куда он все ножи подевал. А на дворе в это время Тютя умывался, водой ключевой поливался. Глянула мать на Тютя, а у того вся спина исцарапана. Забыла Логуниха зачем шла, стала Тютя расспрашивать, где это он так спину исцарапал.
Молчит Тютя, ничего не говорит, только взгляд отводит. Тут Ирака пришёл, да браниться на жену стал, что она завтрак до сих пор на стол не поставила. Увела Логуниха мужа в сторону и говорит:
- Видно, свадьба скоро будет, не зря Тютя так долго ездил, только молчит он, ничего не говорит.
А Ирака ей в ответ:
- Нам не расскажет, так сёстрам проболтается, а проболтается, так и мы всё узнаем, потому не язык у них, а помело, а как узнаем, так и думать станем, а сейчас нечего попусту болтать, работать надо.
И точно, как Ирака сказал, так и вышло — проболтался Тютя сестре своей Добринке, что в лесу с ним было и что решил он с девушкой-волчицей в Велесову землю бежать, даже попрощался заранее с Добринкой. Испугалась Добринка, что брат в волка превратится и больше они его никогда не увидят, взяла да и рассказала всё отцу.
Удивился Ирака рассказу, ведь в землях Квасуры отродясь волкодлаков не было, но решил судьбу не испытывать. Заманил он Тютя в погреб и запер там, от греха подальше, да пока всё само не прояснится.
Бился Тютя в погребе, как одержимый, и бранился, и плакал, и волосы на себе рвал, и землю руками копал, но не смог из него выбраться. Понял тогда Ирака, что правду сказал Тютя Добринке, что околдовала его волкодлак, что уйдёт он с ней в леса Велесовы. И послал он жену к ведьме-знахарке Крынке, что на лугу возле Кашинки жила.
Пришла Крынка, зелья разные с собой принесла, чтоб Тютя расколдовать, только как их ему дашь, когда он из погреба рвётся да орёт, как будто рассудок потерял. Взял Ирака оглоблю в руки и у выхода из погреба встал, а жене сказал, чтоб погреб открыла, да как откроет, чтоб сразу в сторону отскакивала. Не успела Логуниха погреб открыть и отскочить, как вылетел оттуда Тютя и с безумными глазами бросился на отца. А Ирака уже наготове был и как даст Тюте по голове, что он аж в сторону отлетел, да так отлетел, что чуть мать не зашиб.
Схватил Ирака цепи железные да верёвки крепкие и давай Тютя связывать да цепями сковывать. Связал он его, да к трём столбам приковал. Потом облил его водой и стал ждать, когда тот очухается, да оглоблю из рук не выпускает, ведь никто не знает, какая сила у одержимых да околдованных. Не успел Тютя очухаться, как отец стал лить в него зелье заговорённое, потом зелье отворотное, потом снова заговорённое.
Пришёл в себя Тютя, лежит связанный да к трём столбам прикованный, голова болит, а что случилось, не помнит. Знахарка возле него ходит да заговоры какие-то читает. Отчитала Крынка заговоры и сказала, что очень сильно околдовала его волкодлак, наверно, не один раз он с ней встречался, ещё чуть-чуть и стал бы он волком и никакие зелья, и никакое колдовство тогда б не помогло, только Велес способен снимать такие заклятья.
Ещё ведьма-знахарка сказала, чтоб Ирака на три дня запер Тютя в погребе, а скотину в хлеву, и ночью чтоб спать не ложился, с факелами стерёг хлев и погреб, поскольку волкодлак может прийти за Тютей. И чтоб дочкам своим запретил ходить целый год в лес, потому как может мстить ему волкодлак. А ещё чтоб скорее женил он сына, тогда может, и быстрей всё успокоится.
Три ночи выла волчица в Бауцыном лесу, да так, что по всей округе скотина молоко давать перестала, а всякая птица нестись. Собаки норы рыть стали, да в них прятаться, кони от страха всю ночь тряслись, а днём обессиленные лежали и ни к какому делу пригодны не были. А днём из Бауцына леса плачь девичий доносился, да такой жалобный, что сердце у всех от горя плакать начинало. Но потом поутихло всё, и только иногда, при полной луне, слышался заунывный зовущий вой волчицы, как будто плачет по кому-то и зовёт к себе.
А через год в Бауцыном лесу люди стали замечать одинокую волчицу с волчатами, которая пробежит где-то вдалеке и снова скроется в зарослях. И создавалось у них впечатление, что как будто высматривает она среди людей, забредших в Бауцын лес, своего любимого.
Как ни пытался Квасура выгнать из своих земель волчицу, ничего у него не получалось. Пока не попросил он Велеса забрать её к себе. Старые люди помнят, как сам Велес явился в Бауцын лес и долго беседовал с волчицей, гладя её по загривку. Пока не уговорил пойти с ним. Что сказал ей Велес, никто не слышал, только видели, как потекли у волчицы слёзы и как она последний раз взглянула на поляну, на которой встретила любимого Тютя. Как ласково Велес взял её на руки и, усадив в свою колесницу, поднялся в небо, и улетел с ней в свои владения, а пять её сыновей-волчат, будто стая, бежали вслед за колесницей.
Отец женил Тютя на соседской дочке Смирене. Она была красивая девушка, хорошая хозяйка и ласковая жена. Но никогда Тютя не испытывал к ней такой любви и страсти, которую он испытал с той далёкой и прекрасной девушкой-волчицей из Бауцына леса.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...