Солонго стала любимицей всего посёлка. А уж родители не знали, как угодить дочке: все желания и капризы выполняли. Отец с ярмарок привозил дорогие украшения, наряды из лучших тканей шитые, сладости заморские. Мать не подпускала к домашнему хозяйству, всё говорила:
— Успеешь наработаться, доченька, береги рученьки, не утруждай ноженьки.
И не заметили родители, как из милой девчушки превратилась их дочь в избалованную девушку. Пришло время замуж выходить, да всех женихов, что приходили свататься, Солонго прогоняла и лишь насмехалась над ними.
Однажды летом собрались парни и девушки на поляне. Развели костёр, взялись за руки, песни завели. Вокруг огня хоровод водят — танцуют ёхор**, друг на друга поглядывают, усмехаются. Да только на Солонго никто не глянул, не улыбнулся.
Растерялась девушка, домой в слезах прибежала, к матери прижалась, жалуется. А та на дочь как глянула, запричитала:
— Доченька, бедное дитя моё, что с тобой случилось?! Куда красота твоя подевалась? Горе-горе нам: говорят старики, так Хозяин здешних мест девушек наказывает. Идём скорее к бабушке, что она скажет.
Посмотрела бабушка на внучку, головой укоризненно покачала и тихо произнесла:
— Загордилась ты, Солонго, накликала на себя гнев Духа, что живёт на Большом Кумыне***. Видит он всё, что происходит в его владениях, зря заклятье на людей не накладывает.
— Что же мне теперь делать?! Не со зла я женихов прогоняла — не встретила того, кто люб, — плача, проговорила девушка.
— Сидеть, сложа руки, точно не надо. Пойти к Духу, что живёт на горе, поклонись ему да попроси совета — сам он никогда свои заклятья не снимает.
Надела Солонго платье простое, обула сапожки из кожи грубой и в путь отправилась. До позднего вечера блуждала, а горы высокой не нашла. Вокруг деревья поваленные попадаться стали, птицы замолкли, зверюшки попрятались.
Неожиданно лес расступился, ещё шаг — и перед девушкой обрыв показался, а внизу — пустошь**** бескрайняя.
Вдруг из зарослей зайчишка выскочил, с обрыва сорвался и вмиг на песке очутился. А тот коварным оказался: малыша в свои глубины потащил. Барахтается зверёк, да ещё больше утопает в песке зыбучем.
Солонго долго не раздумывала, за ветку уцепилась, вниз спустилась, зайчонка за ушки схватила. Только хотела обратно выбираться, как песок под ногами проваливаться начал. «Вот и конец мой пришёл», — успела подумать девушка и по пояс увязла в ловушке.
Вдруг неведомая сила начала поднимать её вверх, и уже через миг она стояла на твёрдой земле среди деревьев. Зайчонок в лес умчался, а перед Солонго возник старик седовласый, на колдуна белого***** похожий.
— Что делаешь в моём лесу, девица? — спросил.
Догадалась девушка, что это и есть Хозяин здешних мест, поклонилась до земли и учтиво проговорила:
— Пришла я к тебе, могущественный Дух, за советом. По своей вине лишилась я красоты девичьей, никого в том не виню. Научи, что делать надо, как вернуть прежний облик свой.
— Верно говоришь, Солонго! Натворила — исправляй. Наказал я тебя за твою недоброжелательность. А заклятие может снять лишь куст багульника******, что расцветёт под вашей юртой. Тот багульник ты должна вырастить сама, — сказал Дух, направляясь в глубь леса.
Солонго последовала за ним. Вскоре в укромном месте показалась юрта. Старик велел подождать, а сам внутрь вошёл. Через миг он появился с небольшим кустиком багульника и берестяным ведёрком.
— Придёшь домой, посадишь куст у входа. Каждый день будешь ходить к Ханской Пасти, вокруг которой бьют сорок родников. В первый день наберёшь ведёрко воды из источника, что на восход солнца глядит, вернёшься на закате дня и польёшь багульник. На второй день наберёшь воды из следующего родника, что за солнышком идёт. Так все сорок дней делать будешь. А весной, если куст зацветёт, вернётся твоя красота. Не зацветёт — ещё сорок раз польёшь его. Больше ничем помочь не могу, — проговорил старик и вывел девушку на тропу, ведущую в посёлок.
Последние лучи солнца скрылись за горизонтом, когда Солонго подошла к своей юрте. Посадив багульник, она попросила мать разбудить её до восхода и со спокойной душой отправилась спать.
Рано утром девушка, положив в ведёрко немного сушёного сыра, отправилась в дорогу. Путь предстоял дальний: через степь, горный хребет, поросший колючим кустарником. Лишь после полудня подошла она к подножию Ханской Пасти. «Где искать родник, что встретил сегодняшний восход солнца?» — задумалась девушка, присев на камень. Она достала сыр и только хотела откусить кусочек, как заметила невдалеке слепую старуху, что на ощупь двигалась по тропе.
— Бабушка, куда вы идёте одна? — поинтересовалась Солонго, — Давайте провожу.
Странница остановилась, прислушиваясь к девичьему голосу:
— А ты, похоже, ищешь источник, что солнышко сегодня раньше всех увидел?
— Верно, ищу. А как вы догадались?
— Как не догадаться? По голосу твоему узнала. Со мной в молодости такая же беда приключилась. Да вот только терпения не хватило дождаться цветения багульника, так и осталась одна на свете. Покажу тебе этот родник, его звонкий, чистый говор запомнила я на всю жизнь.
Солонго переломила сыр надвое. Кусок, что побольше, старушке отдала. Перекусили они и пошли на зов воды волшебной. Вскоре показался родник. Старуха поклонилась ему до земли и ласково произнесла:
— Долгой жизни тебе, чудесный родник. Дай водицы твоей напиться, — сказав так, подставила ладони, набрала воды прозрачной, выпила и девушку поближе к источнику подтолкнула.
Та, последовав примеру, пожелала роднику долгой жизни и попросила воды для багульника.
— Бери, девица, сколько надо.
Набрала Солонго воды, поблагодарила источник и домой отправилась. Пришла затемно, кустик полила и без сил свалилась на постель. Утром чуть свет подскочила, перекусила и в путь отправилась. Как сорок дней пролетело — не заметила. Осень наступила, зима долгая прошла, кустик тронулся в рост: листочки новые раскрывает, а бутонов нет. Вот уже багульник на сопках отцвёл, а на кустике Солонго ни одного цветка не раскрылось.
Но девушка не отступилась. На следующий день взяла берестяное ведёрко и к Ханской Пасти отправилась. Быстро отыскала нужный родник, поклонилась ему, здоровья и долголетия пожелала, водицы волшебной попросила. Снова сорок дней пролетело, осень и зима прошли. Чуть снег стаял, девушка каждый день к кустику наведываться стала, надеясь увидеть хоть один бутон на нём. Но вновь отцвёл багульник в степи, а Солонго так и не дождалась цветов возле юрты.
Расстроилась девушка, к бабушке прибежала, плачет:
— Не видать мне счастья в жизни — не цветёт мой багульник.
— А ты разговаривала с ним, теплом души своей согревала в холодные дни?
— Нет, — ответила девушка, понурив голову.
— Внученька, всё живое ласку любит, на добро отзывается.
— Спасибо, бабушка, за совет, — сказала девушка, обнимая старушку. — Побегу я к своему багульнику.
С тех пор Солонго, принеся воды волшебной и полив куст, не спешила в юрту, до полуночи разговаривала с кустом. Каждый день, пока снег не укрыл багульник, подходила она к нему, словами ласкала, о помощи просила. Весной, едва снег стаял, девушка вокруг багульника ходит, приговаривает:
— Милый кустик, одари меня своим цветением благодатным, помоги заклятие снять.
День прошёл, другой, а на третий вышла Солонго из юрты и глазам своим не поверила: весь куст был усыпан крепкими бутонами. А ещё через несколько дней багульник укрылся розовато-сиреневой чудо-шалью. Девушка подошла, окунулась в душистый аромат и зашептала:
— Вернись, моя краса девичья, вернись …
Через время подняла голову. Смотрит, кто-то в юрту заходит. Лица не видела Солонго, заметила лишь, что молод и ловок был гость.
— Доченька, принеси курунга******* свежего гостю, — услышала девушка голос матери.
Подхватилась Солонго, налила курунга, в юрту вошла да и застыла на входе — такого красавца не приходилось ей встречать. А тот на неё смотрит, глаз отвести не может. Так и вернулась к девушке краса её прежняя. Не много времени пролетело, появились в юрте сваты, а вскоре и свадьбу сыграли. Солонго, обретя счастье, про багульник не забыла: каждый день словом ласковым встречала и детям своим наказывала куст не обижать.
* Солонго — женское имя, с бурятского — радуга.
** Ёхор — национальный бурятский танец.
*** Большой Кумын, или Ханская Пасть — гора невдалеке от села Мурочи, вокруг неё бьют около сорока родников. По преданиям, на той горе живёт Дух — покровитель местности.
**** Пустошь — мистическая пустыня с зыбучими песками, затягивающая в свои недра всё живое, находится недалеко от Ханской Пасти.
***** Белый колдун, в отличие от чёрного, не впадает в транс и не общается с тёмными силами.
****** Багульник — местное название рододендрона Даурского. По преданию, смолистого аромата багульника боятся злые силы.
******* Курунг — кисломолочный бурятский напиток.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...