Художница любила эти рассветные часы последних дней февраля и начала марта. Она вспомнила слова своего педагога в художественной академии, чудаковатого, вечно прихорашивающегося старика, влюбленного в творчество Левитана: «Если вы хотите научиться рисовать — изучайте книги по рисованию и слушайте лекции, а если хотите научиться писать — вбирайте в себя мартовские утра. Пейте их как вино, смакуйте, вдыхайте каждой клеточкой, запоминайте каждую черточку, мельчайший переход цвета. И вникните, вникните в их воздушность, жемчужность, невесомость, ибо они неповторимы. Не-пов-то-ри-мы!!! Запомните это! Кто постигнет чудо мартовского утра, тот будет писать все. И да осенит вас легкая кисть Левитана!»
Старик-профессор любил выражаться возвышенно и туманно, и студенты посмеивались над ним и называли «Левитанистый наш». Но художница запомнила этот завет, и он не обманул ее. Она встречала его в разных городах и весях, но неизменным в это время оставались подъем в пять утра и «Песня жаворонка» Чайковского — старая запись на диске.
Каждый март раскрывался по-особенному. Иногда светло-серый свет разбавляли тончайшие ноты зеленого, в другой раз — розового, сиреневого, янтарно-желтого. Но эти цвета были робкими, словно божественный художник сомневался, не утяжелят ли они его любимый нежно-серый, не нарушат ли его акварельную хрупкость.
Поэтому сегодня, выйдя на террасу, она ахнула. Никогда еще так властно, даже нахально, не вторгалась в женственную симфонию серого яркая небесная бирюза, и маленькие дрозды, словно сговорясь, устремили в нее свою ликующую трель.
Художница машинально потрогала бирюзовые бусы на шее. С ними она не расставалась, ей привез их будущий муж из командировки в Шираз и утверждал (по словам торговца!), что это знаменитая персепольская бирюза из древнего великого города, разрушенного Александром Македонским.
В то, что бирюза чудом выжила после похода Александра, верилось с трудом, но все же в словах «персепольская бирюза» было что-то магическое. Художница прикасалась к прохладной лазури с бронзовыми прожилками, и ей казалось, что это окаменевший отблеск знаменитого пожара Персеполя, устроенного Таис Афинской.
«Бирюза — камень и цвет счастья, — вспомнилось ей давно прочитанное. — Она приносит счастье в любви и предохраняет от падения с коня».
Художница усмехнулась. На коня ей садиться не приходилось, а счастье в любви состоялось, но было совсем недолгим. Да и может ли искристое счастье быть долгим? Муж был альпинистом, самозабвенно любил горы — они притягивали его своей разноликостью; морем он восхищался, но считал его однообразным, а горы были страстью. И песня «Лучше гор могут быть только горы» будто была написана для него. Снова и снова штурмовал он бирюзовые вершины и однажды шагнул в бирюзовую синь чужих глаз, потому что «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
На память о нем остался маленький дом с террасой, увитой синим вьюнком и цветком со смешным названием «сердечко Жаннеты», бирюзовые бусы и несколько фотографий мужа в свитере, с трубкой и бородой а-ля Хемингуэй.
Несколько заполошных романов после мужа принесли ей яркое, мимолетное счастье. В каждом живом существе, если оно чувствует любовь и заботу о нем, возникает нечто, чего оно не сознает, но что хоть на мгновение осеняет его душу, и на языке людей называется признательностью. И она думала о своей жизни с тихой нежностью, с той изысканной, деликатной благодарностью, которая отличает искренние светлые чувства. Не столь важно, кто или что оставляет зарубки на твоем сердце, главное, чтобы его собственный отзвук был чистым и верным.
Художница наугад взяла с полки книгу. Она знала, что это за книга, помнила ее почти наизусть и знала, что раскроется именно эта страница:
«Зачем я жил? Для какой цели я родился… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлении, лучший цвет жизни».
Еще с детских лет пронзили ее эти строки. И молодой поэт с сумрачным взглядом словно предопределил ей судьбу, и если бы можно было вернуться сейчас в те зыбкие бессмертные, юные года, то только затем, чтобы угадать свое назначение. А может, оно в том, чтобы встречать на холодной террасе мартовские рассветы и верить, что увидишь среди них самый неповторимый, и тогда написать красками свой маленький шедевр, написать непременно, хоть когда-нибудь!.. Кто знает?..
А небесная лазурь разгоралась все ярче, властно прорезала, раздвигала серое утро, и вот уже первые лучи вспыхнули на оконном стекле, брызнули на стены, на поникшие листья «сердечка Жаннеты», скользнули по чуть привядшим, но все еще ярким губам художницы. Она улыбнулась и пододвинула к себе мольберт, краски и кисти.
…Новая картина была названа «Март. Бирюза».
Прочел внимательно "Зеленый. Белый. Голубой"... Зарегистрировался, чтобы оставить комментарий. Решил здесь продублировать.
Прочел... и мысль возникла: писатели взаправду свое вслух говорят или хотят красиво выглядеть?.. Ведь когда подбирают слова для выразительности, думают ведь. О чем думают?.. Чтобы искреннее без приукрас сказать или чтобы обороты речи других впечатлили?
Нет-нет, к Ляман претензий нет. Нет и сомнений в авторе текста. Просто задело лично меня за живое - пишу много, но фальшиво всё. Ни разу не сказал в тексте, что думаю на самом деле.
Спасибо, Ляман!.. Ей богу, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо вам огромное...
Вячеслав...
Это личное...
Очень личное...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, Понимаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Из простых мы. Только полынь и знаем.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, теперь и цинерарию знаете!!! Вы ее видели, она часто в парках встречается, просто название мало кто знает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вы - настоящий писатель. Рад заочному знакомству с Вами. Сходил на Вашу страничку (http://fabulae.ru/autors_b.php?id=8167)... Не скрою, вначале долго любовался Вами (зеленые тени и зеленое платье, красивый розовый на губах, взгляд - и не убегая от зрителя, и не вызывающий...
Начал читать Вас. Если честно: что-то нравится, что-то - не очень. Не сердитесь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, А, что касается сердиться/не сердиться, вот, Вячеслав,вы понимаете, я никогда не обижусь, если мне тихо, по-доброму скажут, в чем моя ошибка, слабость - ведь со стороны виднее. Я буду только благодарна такому человеку, да и уже благодарна. Одна моя знакомая, долгое время проработавшая редактором в разных газетах, а сейчас живущая в Германии, бесплатно выправляет мои тексты,особенно пунктуацию, да еще и благодарит меня за то, что свои тексты ей доверяю. А я смущаюсь и очень-очень ей благодарна. До глубины души. Таким людям я в ноги кланяться готова.
Но если мне с умным и многозначительным видом говорят, что "тут что-то не так", и я прошу подсказать-указать, а мне опять многозначительный вид демонстрируют, то с такими людьми расстаюсь без сожаления. Зачем? Только нервы трепать друг другу! Мало нервотрепки в реале, чтобы еще и в виртуале была.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, я не вправе указывать на ошибки - я дилетант в полном смысле этого слова. Могу только на ощущениях "нравится\не нравится"
Но вряд ли вслух скажу такое. Умею искать хорошее и находить его.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо, спасибо вам сердечное спасибо...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо вам сердечное!
А за что обижаться?! Это только порошок "Ариэль"всем нравится!!!
А я - человек!Естественно, в чем-то сила, в чем-то слабость.
Спасибо вам огромное за внимание ко мне.
Если вы начали меня читать, то , умоляю, не начинайте со стихов. Стихов я не пишу, а виршеплетством балуюсь, етс! Вирши - это дуракаваляние! Просто они помогают мне сосредоточится на чем-то, что более важно.
И если вы хотите продолжить со мной знакомство, то, прошу вас, пожалуйста, прочтите, когда будет минуточка мои любимые рассказы.Некоторые из них и премии первые на каких-то конкурсах занимали.
Это рассказы - моя гордость и слабость. Любка, Кода, Базилевс, Не будьте крохоборами, друзья мои, Девушка из маленькой таверны, Зеленый.Голубой.Белый, Февраль.
Спасибо вам!
Ой,а на фото я летом на работе в своей любимой кофточке. Это лето 2014 года. Мне там 44 года. Сейчас 46. Дают 33-35. Просто худощавая, ну, и благодаря родителям, - поздноседеющая. Папе 76-й год идет, а у него и сейчас немного седины.
А мама умерла в 48, но тоже седины почти не было.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
...и однажды шагнул в бирюзовую синь чужих глаз...
По сути - печально, по форме - очень красиво.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо вам.
Увы... Так и бывает, и не только с альпинистами...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Перед выходными захотелось поэкспериментировать с "Отражением" (декоративное покрытие мною изобретенное) Что-то очень русское хотелось сделать. Вот... Придумал цвет "Полынь"
Это не самореклама. Это статья вдохновила немного свой радостью поделиться.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо вам огромное!!! И за теплые слова - вы не представляете как они важны для меня! и за чудесную репродукцию Грабаря, и за вашу чудесную работу.
Но, если позволите (ради женского праздника ведь можно?!!)я бы назвала вашу работу не "Полынь" (она все же серо-зеленая), а Цинерария (это такое растение с ажурными серебристо-серыми листьями).
Или - туман над Темзой
А вот фото цинерарии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Легкая грусть с оттенками хорошего настроения, даже самому себе хочется прочесть вслух Ахматову... и сказать "Спасибо" самому себе за прочитанное. Левитан... самый русский из россиян. А его национальность - чье-то недоразумение. Грабарь "Февральская лазурь" - лучше этого нет ничего. Уму непостижимо, как можно так любить Россию и Жизнь, чтобы цветом выразить это.
Оценка статьи: 5
0 Ответить