• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Голубков Грандмастер

«Два солдата из стройбата заменяют экскаватор». Как на Руси возникают легенды?

Дело было на одной из «шабашек», какими была так щедро расцвечена жизнь любого здравомыслящего ИТР в период неспешного строительства социализма в нашей стране. Да и у нас с женой, к тому же, вскоре должен был родиться сын. Дело в этой истории из жизни было так…

Фото по лицензии Depositphotos

В Тамбовской области мы с приятелем взялись отделывать двухквартирный дом, заселённый впоследствии начальником милиции и главным ветеринаром колхоза. Работали, естественно, без выходных, поскольку закончить надо было за время отпуска и немногочисленных отгулов, накопленных как раз для подобных целей.

Развлечений-то особых всё равно в округе не было, кроме пьянства беспробудного, захватившего местный люд обоих полов от мала до велика.

Ритм «великой стройки» только однажды был нарушен, когда рабочие пилорамы пустили «налево» уже высушенные нами доски для полов.

Вынужденный день безделья предполагал только два варианта: присоединиться, с непредсказуемыми последствиями, к местным аборигенам или поехать в ближайший очаг культурных развлечений — Тамбов.

Дорога туда была бы крайне увлекательная! Дизель-поезд, состоящий из двух вагонов, по расписанию отправлялся только из конечной точки. Дальше начиналось самое интересное: народ у каждой деревушки «голосовал», как на шоссе — поезд останавливался и вагоны с тамбурами наполнялись сельским населением с пьяными песнями, самосадом, кудахтаньем кур и блеянием коз.

Путь до очага культуры получался не очень тернистым, но очень долгим…

Пока мы раздумывали, чем же нам заполнить неожиданный выходной, наши размышления прервал голос невесть откуда появившегося председателя колхоза: «Ребята… Мужики… Выручайте… Авария на водопроводе. Ферма, садик, хлебозавод — всё без воды…»

Мы: «Так у вас же есть люди, пусть найдут место повреждения, откопают, заделают…»

Председатель: «Да нет никого! Одна пьянь — толку никакого! И экскаватора у нас нет и сроду не было, да и в округе — тоже… Откопать трубу надо, а заделать — мы заделаем!»

Делать нечего — деревне надо помогать!

Мечты об обещанном вознаграждении и царском ужине быстро рассеялись, когда мы только вонзили лопаты: жирный чернозём, перенасыщенный водой, не то что поддаваться не хотел, его вообще от лопаты было не оторвать!

Плюнули… Поговорили, сначала нецензурно, потом просто не литературно. Покурили… Ждём председателя. На душе разочарование: «И как Мичурин тут жил в такой грязюке?»

Печальку нашу рассеял посторонний звук — вдалеке по просёлку двигалось что-то похожее на экскаватор! Вот это да… (Я теперь хорошо представляю, какие чувства испытывает человек, находящийся в океане при виде проходящего мимо красавца-корабля!) Мы его догнали в два счёта — оказалось, прапорщик с солдатом-стройбатовцем перегоняют колёсный экскаватор из ремонта в часть.

После непродолжительных переговоров, закончившихся полным взаимопониманием, экскаватор минут за десять докопался до места повреждения трубы и гордо удалился, плюнув в небо пучок гари. Курим… Ждём председателя, но уже весёлые.

От нечего делать пришла шальная мысль: давай его разыграем, подчистим траншею и землю, уберём следы колёс и ковша экскаватора — вроде как мы это всё вручную осилили.

Сказано — сделано… А тут и председатель к вечеру подоспел.

Такого ошалевшего взгляда я никогда больше не видел! Бедняга заикался, багровел, рассказывал, сбиваясь, что если бы он весь колхоз загнал сюда, то такую яму они бы и за неделю не выкопали, что такого трудового энтузиазма он никогда не видел и не предполагал! Что зря москвичей считают бездельниками, вот он — живой пример обратного! Что он всегда нас будет приводить в пример! Что весь колхоз нам благодарен…

Момент, чтобы сказать правду, нами был безвозвратно упущен…

Теперь, когда мне ни с того ни с сего икается, я понимаю, что где-то на Тамбовщине, в далёком заброшенном селе Ржакса какая-нибудь престарелая бабушка корит сына или внука, уличённого в безделье, рассказывая ему в сотый раз байку про двух москвичей, совершающих невообразимые трудовые подвиги…

Может, так на Руси и создаются испокон веков легенды?

Статья опубликована в выпуске 2.08.2017
Обновлено 6.10.2023

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Два солдата из стройбата
    Заменяют экскаватор.
    А студент из ЛТА
    Заменяет сразу два.

    ЛТА, это одна из моих альма-матер (допризывная) - ЛесоТехническая Академия (Ленинградская, ордена Ленина и им. С. М. Кирова). Так что жителям Ржаксы, можно сказать, повезло.Володя... Ты представляешь, если бы ТОГДА вы натолкнулись не на двух стройбатовцев, а на кого-нить из нашего славного дубового колледжа?!! Вот это была бы... ЛЕГЕНДА!!

    Оценка статьи: 5

  • Прикольно. И рассказано, как всегда, интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Не переводятся легенды в России! Такую страну не победить!

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, Вы знаете, что такое сенсибилизация ?А , если бы рассказ был про вшей, то .. вшивость повсеместная и непобедимая ?
      Написано с юмором и читается интересно. Спасибо автору.
      Добавлю курьезного. В 1970 году, я студент в стройотряде. Наш комиссар, комиссованный штурман , рассказал, как на ТУ-16 они везли корову и вынуждены были её сбросить по причине комиссии на аэродроме. До фильма " Особенности национальной охоты " было много лет.Факт стал легендой в кино.

      • Добавлю курьезов.
        Один мой родственник рассказал, что они, студентами, после окончания военки, заказали подарок офицерам военной кафедры - картину маслом "Дубовая роща". И те, как и положено дубам - нихрена не поняли.
        Что я такого плохого написал? Почему Вы вдруг зачесались от вшей?
        Разве плохо, что такую страну - не победить?

        Оценка статьи: 5

  • Статья "немножко на публику" и в известном тренде подтрунить над прошлым. Если в зоне досягаемости "стройбата" оказался экскаватор, то предколхоза мог быть в курсях.

    • Сергей Дмитриев, Отнюдь... Именно всё так и было. Экскаватор перег8оняли совершенно случайно, причём стройбатовцы зависли где-то дня на два. Поэтому долго пришлось уговаривать - мол : " И так опаздываем..." В этой истории мне самому больше по душе движение дизель-поезда. Я больше никогда и нигде (к сожалению!) подобного не наблюдал.

      Оценка статьи: 5