Приходит недавно Макс из школы с вопросом: «Чем отличается умный человек от мудрого?» Спрашиваю, что вдруг такие проблемы его стали интересовать? Выясняется, что Даниил с Андреем сегодня подрались из идейных соображений. Опять выясняли, кто круче: гонщик или боксер. А учительница, разбирая этот инцидент позже на уроке, сказала:
Дети, вы все умные люди! И Даниил с Андреем — умные. Но не мудрые! А кто знает, почему они не мудрые?
Понятно, что никто из первоклассников этого не знал. Наш вообще рискнул заявить, что Даниил с Андреем даже умными ему не кажутся. Но был сбит ее безапелляционным: «Нет, нет и нет! В нашем классе все умные!» Поэтому задание на дом как раз и было «подумать, в чем разница между умным и мудрым, и привести примеры мудрых людей завтра».
«Ну, и что будем теперь делать?» — спросил резонно Макс. Прежде чем ломать копья, провожу рекогносцировку: «А ты сам что по этому поводу думаешь?» Он, конечно, рубит с плеча: «Одно и то же! Умный, мудрый — какая разница?» Осознав масштаб проблемы, я решила объяснить на пальцах, что к чему.
«На самом деле это не так! Она хотела вам сказать, что умный человек будет отстаивать свою позицию иногда даже себе в ущерб! Сделает все, чтоб доказать свою правоту! Поэтому и в драку может влезть в запале! А вот мудрый человек просто избежит драки. Он даже доказывать ничего не станет… Понимаешь?»
Макс искренне ответил: «Не-а. Вот как избежать драки, если один говорит: боксер сильнее, а второй — что гонщик?! Ты что?!» Я, мысленно обругав учительницу, тем не менее терпеливо продолжаю: «Макс, вот она вам внушает, что в вашем классе все умные, так? И каждый бывает прав по-своему, так? Ну, вот и здесь тот же случай: и Даниил прав, и Андрей прав. И драться не надо было! Боксер сильнее на ринге, а гонщик — на соревнованиях! И мудрый человек это понимает. Поэтому даже спорить не будет!»
Макс мотает головой: «Нет, Инна! Вот скажи: сам мудрый что думает? Кто круче: боксер или гонщик все-таки?» Я раздражаюсь: «Макс, мудрому хватает ума понять, что на ринге круче боксер, а на гонках — гонщик! А с другой стороны, оба они одинаково слабы, понимаешь? Потому что и крутому боксеру могут отбить мозги на ринге, и крутой гонщик может запросто разбиться на своих гонках! То есть оба круче, и никто из них не крутой в то же время. Улавливаешь?! Вот мудрый человек это понимает. И поэтому ни спорить, ни драться не будет ни в каком случае…»
Макс напряженно молчит. Тогда я продолжаю углубляться в свои аргументы, чтоб уж исчерпать эту тему раз и навсегда: «Мудрость — это то, что приходит с годами, понимаешь? Как правило, про старых людей говорят, что они мудрые. Имеют в виду, что у них есть большой жизненный опыт, который помогает им решать вопросы без драк и кровопролития. Ну, ты видел где-нибудь, чтоб старые люди дрались, чтоб что-то доказать друг другу? Нет же! Они найдут способ спокойно сесть и договориться, а не устраивать мордобой. И даже если не согласны, просто промолчат. Но не будут воевать друг с другом. Понял теперь?»
Ребенок мой кивает: «Да, понял! Умный человек, когда постареет, становится мудрым! Ну, потому что драться у него уже сил нет! А до того времени они похожи, так?» От неожиданности я аж поперхнулась смехом: «Я скажу, что это очень интересный вывод ты сделал!»
Макс улыбается в ответ с искренним восхищением во взгляде: «А я скажу, Инна, что ты знаешь толк в учительстве!»
Сложную Вы на себя задачу взяли, но, тем не менее, очень нужную. Убедить (или переубедить младшего школьника) иногда очень сложно. Но Вы постарались, и, кажется, у Вас неплохо получилось.
0 Ответить
В истории меня восхищает то, что Макс тааааак долго концентрируется на одной проблеме! Это здорово
0 Ответить