Ну, а самыми первыми моими часами были тоже его, «Спортивные», Первого Московского часового завода. Те самые, что в конце седьмого класса, уже по весне, я откопал в материной банке из-под венгерского персикового компота, в которой хранился весь домашний запас пуговиц. Часы оказались без стекла, секундной, минутной стрелок и без капельки фосфора у цифры «8», что когда-то, судя по всему, была на этом самом месте…
В общем, выглядел этот случайно затесавшийся между пуговиц агрегат — не особо презентабельно. Но… Как ни странно, после того как я пару раз — вперед-назад — крутанул рифленое колесико подзавода, часы… Пошли! А внешний вид им быстренько восстановили в часовой мастерской, куда я их самолично отнес.
И в самом начале летних каникул у меня появился шанс поехать к бабуле без какого-либо взрослого сопровождения. По той простой причине, что с часами мне будет точно — до минуты! — известно: когда отходит поезд, на который у меня в Москве пересадка. И я, само собою, не опоздаю на него. Не воспользоваться таким замечательным, прямо волшебным, шансом было бы просто грешно…
Эти отцовы «Спортивные» были у меня долго. Пока я училище не закончил. А закончил я его хорошо. В аттестате о среднем образовании у меня даже троек не было, а диплом о специальном образовании вообще был красным, что давало мне право безо всякой отработки сразу после выпуска ехать и поступать в институт. И это после школы, где все, даже тепло относившийся ко мне учитель математики, светлая ему память, только и делали, что ругали меня.
Тот же математик при встрече, как правило, жаловался отцу, что я упорно не хожу на факультатив по его предмету. А посему пусть отец не обижается, но пятерку в четверти он мне не поставит. В общем, отец был очень доволен тем, как я закончил путягу. Всем своим друганам показывал мои аттестат и диплом, так что я даже стал побаиваться, что он их где-нить по пьяни посеет. Но нет, уж за что, но за мои документы отец помнил и всегда приносил их домой.
В общем, на радостях, он решил купить мне наручные часы. Я, конечно, хотел что-то типа «Командирских», но кто же будет у меня спрашивать моё мнение. Отец сразу решил, что часы должны быть в позолоченном корпусе. И купил мне такие часы минского часового завода «Луч».
Но месяца через четыре, уже в колхозе… Они у меня, практически сразу, встали. Понтовые часы для порядочных бюргеров, а не для первокурсников, собирающих черноплодную рябину на бескрайних полях Ленинградской области вне зависимости от реальных погодных условий конкретного дня. И в дождь, и в ветер, и в грязь… Поэтому в том, что часы остановились на первой же «колхозной» неделе, вообще-то, не было ничего странного или удивительного.
Уже после колхоза в одном из переулков, где-то в районе Нарвских ворот, я отыскал «лучевскую» гарантийную мастерскую, где часы бесплатно отремонтировали. И месяцев девять-десять они вполне исправно ходили. До лета следующего года.
А вот как только у них истек гарантийный срок — практически сразу же! — они взяли и… Снова встали! Поскольку гарантия вышла, на их ремонт нужны были деньги. Которых у меня тогда не было. И я положил ставшие бесполезными часы куда поближе: в прикроватную тумбочку. Чтобы, как оказалось впоследствии, взять их подальше. Поскольку они… Все такие золотые из себя!
Они, видимо, обиделись на меня за такое пренебрежительное отношение к ним и… И как-то незаметно исчезли из моей жизни. То ли я их потерял, то ли кто-то в общаге приделал тем часам ноги (что более вероятно), но в армию я уходил уже с теми часами, что когда-то нашел в материной банке со старыми пуговицами.
С тех пор «лучевских» часов у меня не было. Я как-то с большим пренебрежением относился к их качеству. Несмотря на все моё теплое отношение к столице советской Белоруссии и заводу «Луч» с характерным светящимся логотипом над его проходной, напротив которого, в «Доме колхозника», мы жили, когда ещё школьниками ездили в Минск на соревнования.
Но память о тех, «золотых», часах осталась. Даже не столько о них, сколько о том чувстве гордости, которое когда-то отец испытывал по отношению к моим, таким, в общем-то, не столь уж и значимым, достижениям. А скорее всего, даже не к ним, а больше ко мне, идущему вслед за ним, по его стопам. К тому, кто кровь от его крови и, соответственно, продолжатель всех его дел.
Наверное, для того, чтобы эта память была
Заговорили и рассказали мне ту давнюю историю из жизни, подняв в моей памяти лица людей, многих из которых я так давно не видел… Почему рассказали? Для чего? Не знаю. Может, чтобы уже я перевел рассказанную ими историю с часового языка на общедоступный и о ней узнал ещё кто-то, помимо меня?..
Во времена Советского Союза умели делать всё: часы в том числе. А Минские часы вообще считались одними из самых "крутых".
Кстати, на факультатив по математике я тоже не ходила, так что вы не один такой, Константин.
Я факультатив по иностранному языку любила, а математика - не, это не моё...
0 Ответить
Добрый день, Магдалина.
Думаю, "крутыми" минские часы считались по двум причинам. Первое - плоский корпус. Тогда - конец 70-х - первая половина 80-х, мода была именно на часы с плоским корпусом. Чем площе (!), тем круче. Ну, и второе - позолоченный корпус. Если же брать точность хода и сроки "межремонтного пробега", то по своему личному опыту я бы несомненное предпочтение отдал часам марки "Ракета" (Петродворцовский часовой завод"), на второе место после них поставил бы часы "Полет" (1-й Московский ЧЗ). К сожалению, у меня никогда не было часов "Молния" (Челябинский часовой завод), поэтому ничего за них сказать не могу. Вполне возможно, что по названным мною параметрам они были первыми среди советских механических часов. Все-таки Челябинск делал авиационные и морские хронометры. А это, на мой взгляд, должно было сказываться и на качестве общегражданских часов.
0 Ответить
Вполне забавненько о часах Луч с оптимистчной концовкой. Надо иметь супер-слух или супер-звук хода ручных часов, чтоб улышать их тиканье, как ходиков. В современных ручных часах, как в автомобилях навалом лишних опций, которые редко пригождаются. Я бы выдал ТЗ на проектирование и производство простейших и надёжнейших р/часов только с часовой и минутной стрелками на белом циферблате. Цифры и стрелки могут светиться в темноте. ...И точка. Даже самые дорогущие , навороченные часы удостаивают внимания не дальше часовых и минутных стрелок. (таких часов, правда, у меня не было)
Оценка: 5.
0 Ответить
Сергей, предложение хорошее, но против одного я возражаю: Никаких светящихся элементов! У меня первые часы были "Восток" Чистопольского завода со светящимися, фосфорицирующими стрелками и точками у цифр. Хорошо, что качество у них было "не очень" и носить их не пришлось долго, потому, что гораздо позже уже начали писать про вредность такого радиоактивного напыления на часах и приборах. Потерь в жизни и ущерба для мужского благополучия и здоровья, к счастью, не ощутил, но "осадочек остался"...
Так что давайте без опасных иллюминаций, пожалуйста!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир, а у меня первые часы (отцовы "Спортивные" Первого Московского часового завода, я о них упоминаю по тексту) были и с фосфорицирующими стрелками (часовой и минутной), и капельками фосфора у каждой четной цифры, что должны были обозначать часы (за исключением "восьмерки"). Мне по молодости очень нравился этот элемент дизайна часов. В основном из-за понтов, когда, выйдя из клуба после единственного в этот день киносеанса, уже в темноте, можно было, бросив взгляд на часы, со значением произнести: "Ну что, время-то ещё... Детское! Можно бы и прогуляться чуток".
Никакого отрицательного влияния на организм того мизера фосфора, что был тогда нанесен на часы, я до сегодняшнего дня не почувствовал.
Да как и когда в те времена появлялись сведения о вредности того или иного продукта (изделия)?! Пошли перебои с сахаром, в "Известиях" сразу же появилась огроменная статья за то, что сахар - это белая смерть. И по ТВ (программа "Здоровье"), тут же этот факт подтвердили. Исчезла с прилавков атлантическая сельдь, и пока Рыбфлот не наладил промысел тихоокеанской, отовсюду неслось: "Соль - это белая смерть". Вполне возможно, что весь фосфор ушел на нужды оборонки и для товаров народного потребления его просто перестало хватать. Вот и заговорили о вреде этих тысячных долей миллиграммов фосфора для организма. Чтобы народ не сильно расстраивался по поводу отсутствия фосфорицирующих стрелок на новых моделях часов.
Да, кстати. "Спортивными" часы назывались потому, что при оттягивании колесика подзавода в сторону от корпуса, их секундная стрелка останавливалась. И часы могли использоваться, как секундомер. Полезная была функция и востребованная время от времени.
0 Ответить
Константин, скорее всего так оно и есть. Я же говорю-никакого вредного воздействия на мущинский организм не произошло.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Голубков, возражение с благодарностью принимается. Но можно половину стрелок и цифири сделать безопасно блестящими.(это в режиме м/штурма, не взыщите) ...Половину линий шрифта.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Ок! Договорились!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Голубков, хОхКей ! Я ж заглядывал в книгу Трампа "Как заключать сделки?"
0 Ответить
А мне механические наручные часы именно и нравятся своими дополнительными функциями (секундная стрелка, календарь (с возможностью показа не только текущего числа, но и дня недели), автоподзавод, безель, будильник). Всеми ими до настоящего дня я активно пользуюсь.
1 Ответить
Константин Кучер, пользоваться заводными часми в наше э/время это всё-равно, что с автоматики пересесть на МКПП у автомобиля. Мне подарили такие супер-дешёвые часики. На малюсенький заводной "штуцер" я насадил клеем Горилла гайку от ниппеля камеры велика и был очень доволен удавшимся тюнингом. А потом они сами по себе крякнули.Да и напрягаться заводом показательно не камильфо.
А сейчас у меня в руках часы ILLUMINATOR фирмы CASIO показывают ровно 12:30 ПМ по местному времени. Мне их недавно настроили.Заднюю крышку я заклеил скотчем, чтоб не ржавела от пота. Пользуюсь редко.Чёрные цифры занимают половину циферблата, на другой половине кружок дубляжа секунд и карта мира с часовыми поясами(?). А надо бы дать покрупнее часы, минуты, секунды во весь цифеблат. имхо.
0 Ответить
Заднюю крышку я заклеил скотчем, чтоб не ржавела от пота.
Сергей, не могу сказать, что за агрегат сейчас у Вас на руке, но если его корпус ОТ ПОТА ржавеет (?!), то это - всё, что угодно, но только не часы.
0 Ответить
Константин Кучер, я ж "выложил" фирму и марку часов. Корпус и ремешок из пластика и только крышка о четырёх болтах блестящая была, чем я и обеспокоился.
0 Ответить
Сергей, извините меня, но что-то я не вижу "выложенного"...
Хотя здесь, на мой взгляд, видеть и не нужно. Агрегат, у которого ржавеет от пота корпус - это, однозначно, не часы. Это агрегат, который в течение какого-то непродолжительного срока будет показывать Вам время. Но к категории часов этот агрегат ни в коем случае относить нельзя. Это - не часы.
У меня достаточно много часов советского производства периода 50-80-х годов прошлого века. Моих личных, доставшихся мне в наследство от отца, деда, дядьки. Часовые механизмы почти всех из них я время от времени ремонтировал. Но ни на одном из корпусов ВСЕХ ЭТИХ часов ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ нет НИ ПЯТНЫШКА РЖАВЧИНЫ. Вот это - ЧАСЫ.
0 Ответить
Константин Кучер, согласен, крышка не ржавеет, но сам её потный вид наводит на подозрение, что влага в какие-то щели может повредить ходу часов. ...И перепост: ILLUMINATOR ,CASIO.
0 Ответить
Константин, спасибо за хороший, добрый рассказ! Такие воспоминания всегда греют душу. Я тоже храню отцовские часы "Победа" 1946 года выпуска, даже носил их одно время, пока не надоело подзаводить их каждый день
оценка 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вам, Владимир, большое спасибо. Именно после Вашего рассказа о "Тишинке", я вспомнил, что и у нас, время от времени, появляются места, аналогичные ей. И навестил одно из них. Где у меня и произошла встреча с теми часами, что рассказали мне эту историю.
P. S. Кстати, они точь в точь такие, как и те, что на иллюстрации, которую редактор-оформитель подобрал к этому рассказу. Только в белом корпусе.
P.P.S. Чтобы не мучиться с ежедневным подзаводом, сейчас я ношу часы угличского часового завода, в просторечии, между любителями наручных часов советского производства, называемые "Стадион" (за оригинальную форму корпуса и его цвет). Они - с ротором автоподзавода.
0 Ответить
«Тик-так, тики-так»… Вот эти самые часы и рассказали мне ту давнюю историю.
1 Ответить
Константин Кучер, это яркий пример, когда недостатки оборачиваются "полезным отличием".
0 Ответить