Мне очень нравятся передачи канала Дискавери. Часто смотрю по нашему ТВ. А еще каналы художественных фильмов (изредка — даже канал Дисней), Euronews, их очень смешно смотреть, западный агитпроп бывает до смешного примитивным. Весьма интересен National geographic.
Как раз утром, когда я завтракаю и собираюсь на работу, по каналу Дискавери идет «Вторая жизнь вещей». Причем — несколько выпусков подряд. Увы, я иногда захватываю эту передачу. Перед ней идет «How it’s made» — просто великолепная передача, о том, как делается что-то привычное американцам.
Вот на болотах Канады фермеры собирают клюкву, вот так ее обрабатывают и вот так — и почти всё машинами, ручная часть минимальна. И — вуаля! — перед потребителем коробочка сушеной клюквы, витаминься — не хочу.
Или показывают, как автоматы весело, легко и просто делают какие-нибудь винтики и шпунтики из длинного рулона проволоки. Или как делаются электрические провода — из огромного слитка меди: из нагретого слитка система валков формирует сначала прут, потом тонкий пруток, потом толстую проволоку… А в самом конце получаются провода из тонкой проволоки, покрытой пластмассовой изоляцией, провода, по которым потом пустят большой силы ток.
Эти передачи — просто визуализированное торжество человеческого интеллекта.
Хотя при работе со сталью лично у меня слегка царапало. Из ковша налили в емкость жидкую сталь. Охладили, получили большой слиток. Повезли на другой завод. На заводе разогрели слиток в печи, сделали прутки, прутки охладились, их снова разогрели и вытянули в толстую проволоку. Проволоку повезли на третий завод, где разогрели и на прессах сформировали из нее винтики, болтики и пр…
Вроде бы просто, но сколько сотен километров стали в том или ином виде пришлось проехать! И сколько раз ее нагревали-охлаждали! Это же сколько лишнего газа и/или электричества потратили! Зачем? Почему бы на первом заводе еще из жидкого металла все это не сделать хотя бы в рамках экономии ресурсов? Из-за борьбы с монополизмом или еще из-за чего-то?
А-а-а-а, ладно — все равно они дешевыми получаются. Да и что такое? Пережечь за неделю работы лишних сотню тонн дизтоплива и лишних несколько сотен тысяч кубометров газа? На фоне остальных трат — просто копейки! Виноват, центы. Как говорится, дизтопливо и природный газ дешевы, зачем их считать? Надо будет — докупим еще.
На фоне «How it’s made» передачи «Вторая жизнь вещей» часто просто пугают.
Вот горы подержанных джинсов. Из них хотят сделать какой-то изоляционный материал. Еще хорошие джинсы рвут на мелкие кусочки при помощи специального гигантского «гипершредера»… Ну и далее с мелкими обрезками уже поступают как должно, получается в итоге что-то длинное, синенькое и теплоизолирующее.
Получается гротескная рационализация: вначале кто-то собирал по всей стране этот секонд-хенд, а потом, вместо того чтобы продать это по дешевке Китаю или куда еще, решили привести в полную негодность, чтобы рынок секонд-хенда в мире не обрушился. Правда, Китай с его уже почти
Как говорится, бизнес есть бизнес. Для пользы бизнеса сделаем так, чтобы было ни себе ни людям!
Или вот великолепно отлаженная система утилизации подержанных автомобилей! Как говорится — кому это отлаживать, как не американцам.
Это в России автомобили, ушедшие на утилизацию, обдирают вплоть до голого железа.
- Стекла и резиновые прокладки-герметизаторы пойдут в лавочки запчастей — то ли под видом новых, то ли как честные б/у детали.
- Двигатель разберут и все что можно — тоже перекинут в б/у запчасти.
- Медь, алюминий, свинец сдадут во вторсырье, да еще из электроники постараются и серебро, и золото вынуть.
Все, что пригодно в качестве запчастей, пойдет на б/у запчасти. Вскоре от авто останется только старый ржавый корпус — он и пойдет в утилизацию, под пресс.
В США все, оказывается, не так. Вот почти шикарное авто, пригнанное на утилизацию. То ли хозяин себе новую купил, а эту сдал по программе trade-in, то ли что еще.
Из машины сливают бензин и масло, а то ведь и угнать бы могли с автосвалки, а потом — при должном внимании к железу — можно было бы еще лет 5−10 кататься, лишь бы дорожным копам на глаза не попадаться — ведь машина числится уже как уничтоженная, достаточно номер шасси и двигателя посмотреть.
Так вот: слили все, что могло бы гореть, а остальное — в великолепный, замечательный, мощный пресс. С дополнительной рекламой фирмы, этот пресс изготовившей. И вот минут 5−10 — и отличная машина превратилась в куб металла. И никому не интересно, что там — и медь, и свинец, и алюминий, и разные сорта стали… А заодно — и вдребезги разбитые стекла, резина, искусственная кожа и поролон сидений…
Эх-х-х… Ну кто же так делает! Но ручная работа слишком дорога, проще сделать новую машину или ввезти ее из Японии, Кореи или из Европы. А старую спрессовать поплотнее — тогда она меньше места будет на свалке занимать.
Вот, вроде бы, они на самом деле верят, что делают полезные вещи — иначе не делали бы ТВ-передач на эту тему. Но как «это» назвать иначе, чем «to waste»?
Как же Вы правы!
Мне очень нравилось то, что у нас называли бесхозяйственностью. Это когда стоит трактор и его все по винтику потихоньку растаскивают в свою работающую технику, пока самая последняя ржавая жестянка не уйдет на чей-то огород пленку парника придавить.
Или рассыпется зерно, и все его себе по горсточке, по горсточке разносят, на своих усадьбах сеют, да еще и птичкам на обочине новый урожай растет.
Что же касается китайцев, то со школы знаю, что у них жесточайшая демографическая политика, в семье не больше ребенка, исключения только если родня погибла, и было их в прошлом веке всего-то 600 с лишним миллионов. Сведения на то время достоверные. Так откуда бы взялось два миллиарда? Похоже на преднамеренную дезинформацию. Мало ли, что про два миллиарда везде твердят, болтовня СМИ - не доказательство.
0 Ответить
Глас вопящего в пустыне. В угаре обновления всего и вся цивилизация вошла в режим разноса. Проблема утилизации мусорных отходов будет обостряться вопреки всем потугам её решить. Меня особенно прошибают виды гектаров непроданных автомобилей по всему белу свету.
...Бытовало такое понятие "общественно-необходимые затраты" на производство любого товара или продукта. Сейчас о нём не вспоминают. Сейчас неистово обновляются автомобили и мебель даже из ценных, долгоиграющих пород дерева. Перетяжка диванов-кресел канула в Лету.
Почему при всей информационной мощи темп конвейеров не согласован с темпом продаж?
Обновлять модели автомобилей след бы только по лицензии по мере достижения ощутимых инноваций. ...Эта тема неисчерпаема во всей калйдоскопической многогранности.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сергей Дмитриев, ну о чем Вы говорите? Производство становится все более экономичным и все более чистым. А от "общественно-необходимых затрат" (у Вас имеется методика расчета этого показателя?) прямой путь к Госплану, Госснабу и трем маркам личных автомобилей на большую страну.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, 1)По производству: оно становится всё более ...иррациональным. По зову своего хобби я мониторю м/баки разных размеров и уличные свалки на вывоз.Меня заедают виды ворохов первоклассной, цветной, тонколистовой печатной продукции, котороя так и нераскрытой идёт на свалку. "Досадно мне", когда стеклянная бутылка с-под пива или ещё чего, способная выдержать сотню наливов, валяется в номинации одноразового бумажного стаканчика. Не рациональнее ли организовать сбор стеклотары, чтобы не производить её в таком количестве из сырья?
2) Три марки авто. Вы можете, севши в машину с завязанными глазами определить её марку и модель по звуку движка, по плавности хода, по сиденьям, по запаху, наконец?
Всё это половодье "хороших и разных" автомобилей показательно иррационально,
как слепое следование гипер-вкусам автогурманов. Из набора опций дорогущих часиков в обиходе кое-как иногда используются два-три-четыре сверх часов и минут.
3) Общественно-необходимые затраты не такое уж мистическое понятие. Методики нет, но по ней работали и кое-что получалось в отличие от ручного управления в новейшее время, когда все команды исходят из посланий и поручений, как грится, без затей Госплана и Госснаба.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Александр Бедрицкий, Зачем же так заковыристо о том, что очевидно? Потребности общества подлежат укороту, они раздуваются искусственно и беспредельны. Они ещё как подлежат монетизации и даже оцифровке, чтоб не допускать супер-мега-нонсенсов, примеры чего Вы можете привести в избытке.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Бедрицкий, куда ещё правдивей виды гор мусоров и информация о жителях Волоколамска в намордниках респираторов?
Во-во ! Супер-пупер-прогресс оборачивается противоположностью диких пробок,загазованностью и площадями свалок в гектарных масштабах.
Какие уж тут сопоставления мат/ и дух/значимости?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Бедрицкий, конечно, личные предпочтения всегда имеют место и влияют на общий фон. Но советские человеки были ближе к идеалу,но потом тоже окуркулились. Всё-таки высокие планки официальных идеалов долго вывозили в"критические моменты" и породили ценности, которые и сейчас на слуху.
Апофигеем высокой духовности общества были многолюдные поэтические митинги в Лужниках и не только, на которых выступали "властители дум" времён тех давних. При нынешней сытости и обилии шмуток такие мансы нереальны.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Думается, что эта оценка совершенно не правильна. Действительно, экономически выгодно превращать автомобили в утиль. Точно так же, как экономически выгодно выбрасывать вроде бы вполне приличные компьютеры. Они уже не приличные, если старые. И в школы их нельзя направлять, как когда-то мне советовали. Дети должны учиться на "новье", а не на старье. Нет, конечно, иногда приятно повозиться с каким-нибудь музейным экспонатом и заставить его работать. Но это - уже из области искусства, а не промышленности.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Марк Блау, не может быть экономически эффективным перевод в мусор невосполняемых ресурсов, которых у человечества и так не слишком много.
А выгодно это м.б. только очень недолго - пока невосполняемые ресурсы не начнут ощутимо заканчиваться.
Поговорим еще раз - когда норвежские залежи газа иссякнут - и те что в северном море.
Оценка статьи: 5
1 Ответить