Самые распространенный во всем мире способ использования солнечной энергии — установка солнечных панелей на крышах производственных зданий и жилых домов. Разумеется, можно установить и непосредственно на почве, если там ничто не мешает. В частности, территории пустынь — идеальное место.
Правда, не в каждой стране имеется пустыня. Зато практически везде есть дороги. И их продолжают строить. Почему бы не строить с укладкой поверх бетона солнечных панелей? Такая идея, в рамках развития альтернативной энергетики, в 2009 году пришла в голову специалистам в Нидерландах.
Эта страна очень плотно населена. Но особенность ее в том, что площадь дорог в два с лишним раза превышает площадь крыш. К тому же значительная часть граждан совсем не горит желанием покупать солнечные панели и устанавливать их на крыши своих домов, поскольку к панелям нужны весьма дорогие накопительные аккумуляторы и аппаратура, выравнивающая напряжение до уровня, используемого в быту. С дорогами же такой проблемы нет, так как полученное от Солнца электричество можно сразу отдавать в общую энергетическую сеть или использовать для подсветки чего угодно. Например, дорожных указателей.
Идея была оформлена в виде проекта «Solaroad» («Солнечная дорога»). Для тестирования было решено построить в городе Кроммени круговую велодорожку с солнечными панелями. Упор в проекте делался на то, что шины у велосипедов неширокие, вес велосипеда с человеком незначителен по сравнению с весом автомашины, а велосипедистов в стране много и спрос на тренировочные велодорожки будет большим. Конечно же, сами такие дорожки будут платными. Вроде бы все логично.
Для первой в мире солнечной велодорожки были разработаны панели толщиной в один сантиметр и размером 2,5 на 3,5 метра. Ширина двусторонней велодорожки как раз такая. С учетом интенсивного использования велодорожки солнечные панели сделали более износостойкими к нагрузкам. Кроме того, поверхность их стала шероховатой, чтобы лучше было сцепление колес со стеклом.
В октябре 2014 года «солнечную» велодорожку торжественно открыли. Предполагалось, согласно расчетам, что все затраты окупятся через два десятилетия. Что получилось на деле?
Уже в следующем году ее дважды закрывали на ремонт из-за того, что на отдельных участках стали отслаиваться ячейки солнечных батарей. Выяснилось, что в техническом обслуживании велодорожка существенно сложнее обычной. Для поддержания нормального потока пропускаемого солнечного света велодорожку приходилось чуть ли не ежедневно очищать от пыли и грязи. Увы, шины велосипедов далеко не всегда чистые. Ветер тоже наносил на велодорожку мусор.
Стоимость панелей на этой дорожке оказалась в три раза выше, чем стоимость панелей, устанавливаемых на крышах домов. Затраты (пять миллионов евро) при всех сложностях эксплуатации «солнечной» велодорожки могли окупиться не за 20 лет, а, как минимум, за 50.
Кроме того, проект, рекламировавшийся как самый экологически чистый, оказался отнюдь не чистым. Дело в том, что эпоксидная смола, которой приклеивали солнечные панели к бетонному основанию дорожки, наносит вред почве при вымывании дождем.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...