Как-то в понедельник она была настолько взбудоражена событиями конца прошлой недели и выходных, что едва дотерпела до начала традиционного чаепития в лаборатории. Когда все расселись, наконец, за столом и взяли чашки, она начала свой удивительный рассказ, который я постараюсь передать так, как она и поведала.
…Зина — моя подруга. Мы еще со школы дружим. Вот недавно она ко мне подошла и попросила помочь. Ей очень нужны были деньги. Много, триста рублей.
Отступление. А триста рублей тогда, в начале 80-х, были большие деньги. Сама наша знакомая тогда в месяц получала вдвое меньше.
Она захотела продать мне свое колечко. Ничего себе колечко, очень старое, ей от бабки досталось, дореволюционное. Судя по цвету — золотое, ведь, наверное, ничто, кроме золота, за такое время не смогло бы цвет сохранить? И камушек какой-то. Не слишком красивый, прозрачный, но темный, чтобы не сказать — черный, обработан как-то странно, в старину ведь не умели обрабатывать камни.
Не было у меня таких денег, о чем я ей и сказала. Тогда Зина попросила меня хотя бы составить ей компанию — пойти вместе с ней в скупку. К сожалению, в скупку мы добрались буквально к самому концу работы. Приемщик нехотя посмотрел на кольцо и сказал: «Ну, девушки! Ну видно же, что кольцо золотое, старой работы. С его оформлением — столько мороки! Я его взвесил, весит оно мало, если хотите одно золото продать, то будет сто с чем-то рублей, а если хотите продать дороже — приходите завтра с утра».
Так они и решили сделать, но назавтра та Зина пошла в скупку уже сама, а нашей рассказчице все же на работу надо было идти. А в субботу Зина позвонила подружке и попросила забежать, обещав ей «та-а-акую историю с кольцом!».
Та, конечно, мгновенно прибежала и услышала: в скупке их (Зину и ее кольцо) уже ждали товарищи в штатском.
Провели Зину внутрь магазина, где в подготовленном кабинете сидел седой старичок, судя по инструментам ювелира, уже размещенным на столе — эксперт. Ему хватило всего пары минут для вынесения вердикта: «Это оно!»
После этого вежливые люди в штатском спросили у девушки, откуда у нее это старое кольцо. Она честно ответила, что кольцо с юности носила мама, а как уже она, Зина, вошла в возраст, подарила кольцо ей — в семье не было так уж много колечек и не было денег, чтобы покупать дочери кольца, тем более — золотые. А маме много лет назад подарила кольцо ее мама, Зинина бабушка. А у самой бабушки оно появилось очень давно, еще до Первой мировой.
Товарищи в штатском оживились и попросили организовать встречу с бабушкой и показать фотографии, если они остались. Все вместе на казенных черных «Волгах» поехали к бабушке.
Бабушка была очень довольна, а товарищи в штатском были очень предупредительны и вежливы. Сидя в гостиной за столом с чашкой чая, все рассматривали один из самых старых бабушкиных альбомов.
Вот это — она в 1910 году, а вот это — ее фото с ее молодым человеком, он за ней ухаживал, и даже вроде бы с серьезными намерениями, подарил вот это колечко. Но потом куда-то пропал и она его больше никогда не видела. Погоревала, но не слишком долго, ухажеры молодой красавицы не дали ей скучать. А вот это — она в 1913 году со своим женихом, а вот ее свадьба, а вот…
Гости вежливо вернули бабушку к фото, на котором был ее пропавший ухажер, и попросили дать им посмотреть фотографию. На обороте была дарственная надпись. Осмотрев и фото, и подпись, эксперт сказал, что, конечно, надо произвести исследования с помощью техники, но скорее всего — это именно он. И почерк — тоже его.
Эксперт и люди в штатском покивали друг другу. И ничего не понимающие хозяева кольца не удержались, спросив, кто именно этот «он», который ухаживал за их бабушкой — ведь даже сама бабушка этого не знала.
И тут им рассказали историю. Мол, незадолго до Первой мировой Нестор Махно занимался «эксами» во имя Мировой революции. А если попросту — устраивал вооруженные ограбления. Днем он изображал богатого ухажера, а по ночам грабил богатых во имя Революции.
Он ограбил сокровищницу Киевской Лавры. Среди похищенного им был гарнитур — серьги и кольцо с черными бриллиантами, знаменитыми в то время в мире ювелиров и очень богатых людей. Вскоре после ограбления он был пойман, судим и отправлен на пожизненную каторгу, с каторги его освободила только Февральская Революция. Ну, а дальше его история в общих чертах уже широко известна.
После ареста большая часть украденного им из сокровищницы была найдена. Нашли и часть гарнитура — сережки. Кольцо тогда пропало. И вот сегодня оно нашлось!
— Значит, так. Кольцо у вас государство покупает — получили вы его честно, о грабеже не знали, да и проходил тот грабеж еще в другом государстве. Денег вы на руки не получите. Мы оформим на вашего папу сберкнижку. Получать по ней деньги вам надо будет приходить по адресу Ленинград, ул…, д… По вашему запросу вам там будут выдавать деньги. Столько, сколько вам нужно.
Довольно быстро все формальности были завершены, и папа получил на свое имя сберкнижку странной формы: в левом столбце не была указана сумма денег, находившихся на текущем счету.
Они кинулись тратить. За год купили себе кооператив (и раньше была возможность это сделать, но совсем не было денег), дачу на Карельском в хорошем месте, машину. На покупки брали деньги в той Сберкассе. Пришел, предъявил сберкнижку охране у входа (его впускали только по предъявлении сберкнижки), подошел к окошку, написал, сколько денег хочешь взять, получил — и все.
Семья начала привыкать к изобильной жизни.
Года через два папа все же захотел узнать: а сколько осталось? Не надо ли поумерить пыл по снятию наличных? Он спросил у служащего, сколько же у него денег? В ответ его спросили: а зачем ему? Он признался, что ему просто страшно, что деньги вдруг кончатся. Служащий извинился и на несколько минут скрылся в служебных помещениях.
Вернулся он улыбаясь и сказал, что сумму на его счету он ему назвать не может, но уверяет его, что тот может брать деньги с этого счета не стесняясь, мол, им на все хватит.
…Вот такой случай. Всем нам рассказ жутко понравился — не каждый день твой знакомый оказывается замешанным в такую детективную историю почти столетней давности!
И только при написании этой статьи я заинтересовался фактологической частью удивительной истории и с грустью узнал, что Нестор Махно в 1907 году ограбил уездное казначейство в Бердянске, убив троих охранников и захватив кассу казначейства, но был пойман, изобличен и приговорен к пожизненной каторге, которую он отбывал аж в Акатуе.
Так что не было ни двойной жизни в Киеве, ни грабежа сокровищницы… А жаль… История у моей коллеги получилась захватывающая.
А я помню байки про наследство,когда приходят в семью люди в штатском и сообщают,что где-то в Америке(Европе) умер ваш родственник,и завещал вам энную сумму.Мы вам даем машину,квартиру(и в квартиру),а вы пишете отказ от наследства в пользу государства
0 Ответить
Занимательный рассказ, интересный образец современного фольклора. Спасибо! Подобную байку я услышала в конце 80-ых от знакомой москвички. Там в главной роли выступал молодой человек, чуть ли не дальний родственник ее ближайшей подруги. Тот попросил у бабушки денег на машину, бабуля отделалась какой-то, по ее представлениям, безделушкой и далее по схеме. С той разницей, что роман украинской молодки с батькой Махно был приурочен к Гражданской войне.
0 Ответить