Собирались на танцплощадку старшие отряды — второй и первый. В них подростки и девочки были в возрасте 13−15 лет. Младшим, в принципе, ходить на танцы не возбранялось. Но они и сами не шли. Видно, инстинкты ещё не проснулись.
На танцах мальчик старался закадрить понравившуюся девочку. Сама инициативы в этом не проявляла, за редким исключением. Взаимная симпатия с её стороны выражалась, если она не отказывалась от следующего одно за другим приглашения, а то и сама приглашала кавалера на белый танец. В его ходе ему разрешалось почти прижиматься, если играла медленная мелодия. Откровенных объятий не наблюдалось. В сравнении с сегодняшним днем пуританское было время.
Что танцевала молодежь в шестидесятые годы?
Мода на твист постепенно проходила. В пионерлагере в репертуаре обязательно была мелодия польского твиста «Валентина». Была такая веселая и быстрая песня, написанная в Польше в честь Валентины Терешковой. Для некоторых твист был слишком сложным в исполнении. А вот новомодный и более простой шейк любили все.
Тут некоторые стремились продемонстрировать свое мастерство. Всегда находилось несколько лидеров, танцующих активнее других и чаще всего лучше по сравнению с общей массой. Хотя, конечно, были и те, которые слишком уж тряслись в танце, да выходило у них плохо и некрасиво. Над такими посмеивались.
На танцах обязательно присутствовал кто-нибудь из пионервожатых. Иногда они сами танцевали друг с другом или со своими воспитанниками. Они были нормальными молодыми людьми, и в вечернее время им вряд ли хотелось руководить пионерами (любовные пары среди пионервожатых быстро становились предметом постоянного обсуждения).
Тем не менее, очевидно, по приказу сверху, пионервожатые пытались внедрить на танцплощадке танцы, противостоящие западным твисту и шейку. Главной альтернативой им была финская «Летка-Енка». Танец для многих веселый и заводной.
Услышав его мелодию, надо было встать друг за другом, положить руки на талию впереди стоящего или стоящей, а потом двигаться вперед прыжками в такт звучащей мелодии. При этом надо поочередно поднимать то правую, то левую ногу.
Раз, два! Туфли надень-ка!
Как тебе не стыдно спать?
Самая добрая смешная Енка
нас приглашает танцевать!
Этот припев у многих остался в памяти с пионерских времен на всю жизнь.
Обычно мелодию «Летки-Енки» врубали в самом начале танцевального вечера. Пионеры и пионерки, стимулируемые возгласами вожатых, вставали друг за другом и начинали одновременно прыгать и дрыгать ногами. Мальчики старались при этом встать за той девочкой, которая нравилась, чтобы держать за талию именно её.
Тем не менее все подросшие пионеры ждали, когда поставят медленный танец. Музыка под него шла как западная, так и советская. В те годы самой модной мелодией был «Дом восходящего солнца» (в оригинале «The House of the Rising Sun»). Вот тогда на танцплощадке оказывалось больше всего танцующих пар. Можно было пригласить приглянувшуюся партнершу, положить руки на её спину и талию и ожидать от неё того же самого.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...