Например, если ваш ребенок ведет себя плохо, то просто необходимо ему разъяснить, «как надо себя вести», если он учится плохо, то тоже необходимо провести беседу, а не ругать его. Руководителю просто необходимо следить за работой подчиненных и постоянно критиковать. А если друг попал в плохую компанию? А если… Много бывает всяких ситуаций в жизни. Как же критиковать с умом?
1. Прежде, чем критиковать человека, поставьте себя на его место. Как бы вы поступили в этой ситуации? Подумайте, а зачем вы хотите покритиковать человека. Может это просто скрытое желание самоутвердиться за его счёт? А надо ли это делать?
2. Если критиковать необходимо, тогда выслушайте объяснение, возможно, вы можете ошибаться. Дайте человеку высказаться. В это время молчите и держите себя в руках. Самообладание, мой друг! Если высказываетесь, то сохраняйте ровный тон голоса, держите себя в руках.
3. Прежде чем критиковать, похвалите. Это очень действенный способ и человеку потом легче воспринимать критику. В данной ситуации человеку сетовать на несправедливое, предвзятое к себе отношение нет никаких оснований — ведь он увидел, что отмечается все — и хорошее, и плохое. Например, «Ты так хорошо сделал прошлое задание, просто замечательно! А вот в этом задании есть несколько ошибок».
4. Критикуйте поступки человека, а не самого человека. Грубой ошибкой является то, что критикующий переходит с критики поступков человека на личность: «бездельник», «дурак», «глупый», «лодырь»
5. Никогда не обвиняйте человека, попробуйте вместе поискать решение, старайтесь высказывать свою критику человеку без свидетелей, чтобы не унижать его чувство собственного достоинства.
Помните, что ваша цель — это, чтобы человек, которому вы высказываете критику, исправился и осознал свою ошибку. Вы задумывались когда-нибудь, почему люди обижаются на критику? А потому что критикующий почти всегда задевает «я» другого человека, задевает чувство значимости.
Критиковать легче, чем принять критику в свой адрес. Если нас покритиковали ни за что, или слишком грубо указали на недостатки, то мы, естественно, обижаемся и раздражаемся. А как стоит правильно воспринимать критику? Бесполезно раздражаться, злиться и обижаться!
Выслушайте внимательно критику в свой адрес. Спокойно оцените критику. Если вас критикуют не справедливо, то сделайте «нулевую оценку» (смотрите статью «Что такое „нулевая оценка“, или Секрет супергероя»). А если вы понимаете, что виноваты, то лучше не оправдываться, а признать свою ошибку. Например, я говорю в таких ситуациях: «Виновата, виновата, исправлюсь».
А если в душе поселилась обида? Если обвинение не справедливо, а защитить вы себя не можете? Подумайте, если человек, который вас обидел, срывается на других, значит, у него не хватает душевного комфорта или здоровья. Он обидел вас, значит, у него тоже в жизни что-то не в порядке. А вы представьте его счастливым, он улыбается, смотрит на вас. Разве можно злиться на такого человека! Обида пройдет и станет легче не только вам, но и ему — на энергетическом уровне.
Будьте счастливы! Поменьше критикуйте и обижайтесь! Воспринимайте критику с легкостью! И жизнь станет веселей и прекрасней! Желаю удачи, дорогой читатель!
Я болезненно восприимчива к критике. За малым исключением (когда критикующего просто не достойно воспринимать) крит. замечания в той или иной степени были полезны, позволяя по-иному взглянуть на себя. То есть хочу сказать, что критика помогла мне отшлифовать какие-то элементы поведения, развернув трепетное общественное око на себя, любимую. Сожалею, но не всегда была настолько послушна, как хотелось бы педсовету. Вообще большинство тех промахов, что люди не прощали мне, я обычно прощаю, сочувствую, объясняю, мол, им-то плохо!
P.S. С великодушием и попыткой понять меня почти не встречалась, обычно ощущая на себе крысиную кровожадную жестокость. Может, мне так и надо?!
0 Ответить
Понятно,спасибо просветили. За собой часто замечаю подобное, проанализировал, получается что моя гордыня не позволяет адекватно воспринимать в мой адрес критику, но позволяет критиковать других. Борюсь и стараюсь исправиться...
0 Ответить
"Хорошая" критика - это совет, которого не просили, плохая - наезд на собеседника. А давать советы нужно только тем кто их просит.
0 Ответить
Статья троешная.
Упущен важнейший нюанс - цели.
Прежде чем критиковать, определитесь, зачем это ВАМ нужно.
Одно дело дружески помочь коллеге или товарищу, другое - уничтожить противника. Сообразуясь с целями, грамотно подберите аргументы и - в бой! или просто побеседуйте.
0 Ответить
Я как-то довольно долго вела большой поэтический сайт. И форум там был. И очень хорошо поняла: чем поэт талантливее, тем он спокойнее и внимательнее воспринимает критику. И наоборот: чем бездарнее, тем более дико он обижается на любую (вполне вежливую) критику. Вплоть до потери человеческого облика: жуткая картина, когда галантный и велеречивый джентльмен преображается в трамвайного хама.
0 Ответить
Не согласен. На моей практике работы с творческими людьми действительно хорошие актеры, сценаристы, режиссеры нередко в частной жизни были мелкими и подленькими и на критику реагировали, как капризный ребенок на ругань родителей.
Талант, талантом, а человеческая натура, человеческой натурой.
1 Ответить
Актеров я не знаю, там другая специфика, а с поэтами это правило выполняется замечательно точно. Прекрасные поэты внимательно выслушивают, и даже пытаются что-то учитывать, или спокойно объясняют, почему нужно именно так. А бездари вообще не вникают, что именно им сказали - достаточно самого факта: критикуют! - и понеслось по кочкам... как правило - с переходом на личности: а ты сам еще хуже, ты вообще трам-тарарам, и т.д. И чем бездарнее - тем злобнее. Вероятно, это связано 8))
0 Ответить
С творческой интеллигенцией в профессиональном плане не общался, а вот
технические специалисты вполне отвечают правилу - чем выше его уровень, тем
лояльнее воспринимает конструктивную критику.
А с критиканами в производственной деятельности я расправляюсь безжалостно, причем очень простым способом - надо
дать ему/ей возможность высказать ВСЁ. Тонут вполне самостоятельно.
0 Ответить
Вот тут,Сергей,я с Вами целиком и полностью согласен. Был у меня иакой случай. Прислали нам одного"специалиста" на довольно высокую должность и он сразу же, на первой же планёрке начал всех критиковать - типа вы все здесь дураки, вы не умеете работать, я вас всех уволю и т.д и т.п. А надо заметить 25 лет работали без него и небыло ни одного срыва в работе.
Ну так вот. Сначала, естественно в кулуарах, все на дыбы как мол так и за что, были даже предложения о физическом наказании.
А потом подумали, подумали и поняли - знаний то профессиональных у него не хватает, вот он и пытается самоутвердится, и как то и обида прошла потому как люди поняли что не со зла он так, а от растерянности.
Сейчас пообтёрся, знаний поприобрёл и как то на личности и на наши способности уже не переходит, да и его иногда можно покритиковать.
Есть, конечно, которые так и остаются злопыхателями и критиканами, но это уж что ж поделаеш - ущербные люди, это у них такая профессия или хобби, особенно много их из отставных офицеров. На Руси никогда серьёзно не обижались на убогих и больных.
Просто с такими не надо вступать в полемику, здесь Сергей прав, но бывает и так что не получив от вас ответа такой критикан начинает писать выше, и как вот тут поступать? Там ведь не знают что это просто критикан и требуют принять меры на его критику. Вот и приходится доказывать что ты не баран, а в общем то хороший человек. И уволить такого очень трудно - уж больно правильный, всё по инструкции.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А почему критиковать-то надо меньше? Если критика конструктивная, а не рожденная завистью и злобой, то наоборот.
0 Ответить