Молодые люди в период юности переживают одинаковые проблемы, которые обуславливаются различными факторами окружающей среды, общества, человеческой психологии. В силах родителей помочь справиться с внутренними конфликтами, кризисами и давлением окружающей среды на подрастающее поколение.
Юношеский возраст
Прежде всего, стоит разобраться, какой период принято считать юностью. Однозначного мнения нет.
- В психиатрии, например, юношами и девушками называют подростков от 14 до 18, психологи нижним пределом отмечают 16 лет, завершая юность совершеннолетием, а толковые словари растягивают этот период с 15 до 20 лет.
Возрастная терминология никогда не была однозначной, и юношеские годы не закреплены возрастными рамками. В среднем это время от окончания школы и до начала трудовой деятельности.
Юность разделяют на раннюю и позднюю. Хронологические границы этого периода также варьируются. Но на каждом этапе личность переживает определенные трудности, справляясь с которыми, формирует свое собственное «я».
Проблемы юношеского периода
Психологическое значение юности подчеркивают научные умы всего мира.
Впервые о подростковом периоде в 1762 году заговорил
Британский ученый
Мнение коллеги поддерживал З. Фрейд, называя переменчивость настроения результатом перестройки организма и половым созреванием.
В этот период могут вернуться и усилиться детские конфликты. Внутренняя борьба приводит к возникновению проблем, характерных для каждого подростка, входящего в период взросления.
В культурном и духовном конспектах рассматривал юность немецкий философ Э. Шпрангер на рубеже XIX−ХХ вв. Он уточнял, что иногда подросток входит во взрослую жизнь резко, испытывая множество трудностей. Так же, как и Холл, философ говорил о новом становлении личности, «втором рождении».
Но есть и другие типы взросления: медленный и плавный переход к зрелости и повышенный уровень самодисциплины. Тогда юношество проходит относительно спокойно, воспитание подростков не вызывает трудностей у родителей, но это не значит, что личность не претерпевает серьезные изменения, не испытывает внутреннюю борьбу.
Российские исследователи данной проблемы (Л.С. Выготский,
Этапы юношества и критические периоды
Можно разделить юность на несколько этапов, которые являются критическими для каждого человека (даже если взросление его проходит постепенно и плавно). Преодоление их знаменует собой переход во взрослую жизнь.
Особенностями данного периода называют:
- Поиск места жизни, становление самосознания. Юноши и девушки решают внутренние конфликты, начинают заглядывать в будущее и строить планы на жизнь.
- Формирование мировоззрения. Появляется философия жизни, нравственные ориентиры и убеждения. Молодые люди размышляют на вечные темы добра и зла, правды и лжи, разбираются в себе и начинают оценивать окружающий мир.
- Принятие новых социальных ролей. Во всех сферах жизни приобретаются новые статусы: вчерашний школьник становится студентом, стажером, женихом/невестой.
- Формирование позиции в межличностных отношениях. Человек начинает ориентироваться на общество и одновременно приобретает самостоятельность.
- Финальная стадия выравнивания психики. На данном этапе появляется разумность, повышается самооценка, снижается острота внутренних конфликтов.
Прохождение всех стадий означает, что возрастной кризис миновал, человек стал взрослым.
Между тем иногда личность проявляет инфантильные черты, совершает ошибки и делает непродуманный выбор в ряде вопросов. Молодые люди продолжают решать возникающие проблемы, характерные для периода взросления.
Внутренние конфликты
В период отрочества, предшествующий юности, психика человека нестабильна. Отмечается эмоциональность, максимализм и зависимость от чужого мнения
К другим конфликтам приводит неверная самореализация. Попытки выделиться обретают основу в учебе, профессии, творчестве или обществе. Иногда молодые люди обращают на себя внимание аморальным способом: провоцируют родителей и учителей, встают на «скользкую дорожку» преступной деятельности, занимаются хулиганством и экстремальными развлечениями, выражают себя в провокационном творчестве
Чтобы преодолеть внутренние противоречия, нужно выбрать правильные ориентиры для самореализации. Активных подростков отдают в спорт, где будет найден выход энергии, преодолению комплексов способствуют актерские курсы
Профессиональная деятельность
После окончания школы перед молодыми людьми встает важный выбор дальнейшей профессии, и это сопряжено с рядом трудностей.
Молодые люди не находят работу по причине низкой квалификации, но также много проблем приносят личные притязания и завышенные требования к будущей вакансии. Нередко бывает, что не имеющие опыта и навыков юноши и девушки хотят получать большие деньги за свой труд, но не соответствуют реальным возможностям.
Нежелание трудиться «от звонка до звонка» и поиск легкого заработка порождает появление множества фрилансеров — фотографов, блогеров, копирайтеров
Общественная среда
Социальная роль требует от человека выполнения значимых функций, ему приходится адаптироваться и приспосабливаться. Отсутствие заработка и попытки самореализации могут привести к тому, что молодые люди встают на скользкую дорожку преступления и попадают в криминальную среду. Сменяются их жизненные ориентиры и трансформируется понимание честности, дружбы.
В юности люди предоставлены, как правило, сами себе, стремятся к самостоятельности, и социальный контроль над ними заметно снижается. Поэтому трудно отследить, когда подросток «повернул не туда». Ослабление связей с семьей неминуемо в подростковом возрасте, но регулярное общение не позволит юношам и девушкам совершать ошибку.
Так как юношество оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, важно не упустить момент взросления и справиться в возникающими проблемами по мере возможности. Полностью контролировать близкого человека, когда он вступил в юношеский возраст, чрезвычайно трудно, да и неправильно — ведь самостоятельность формируется именно на этом этапе. Но подсказать, направить — в силах каждого родителя или старшего товарища.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...