Бывает, мамам приходится краснеть за своих крох в гостях или на детской площадке, когда багровый от напряжения, маленький собственник кричит сверстникам «Не дам!» и прячет за спину ведёрко или конфетку. Или упрятывает свои игрушки от брата (сестры), категорически не желая дать «ненадолго», «просто поиграть».
В чем причины?
1. В психологии детского возраста.
До 1,5−3 лет понятие «свое/чужое» у малыша еще не сформировано. Весь обозримый им мир он считает частью себя.
К 2−2,5 годам малыш уже осознанно произносит слово «моё!» и перестает говорить о себе в 3-м лице. Начинается формирование границ своего мира, разделяющих все объекты на «свое» и «чужое». Слово «моё» — это обозначение его личного пространства, включающего все, что дорого и нужно для выживания.
К 3-м годам малыш приобретает способность говорить «нет». При отсутствии такой способности малышу будет тяжело утверждать свою индивидуальность в будущем.
После 3 лет начинается новый этап социализации ребенка. На передний план выходит общение, в лексикон ребенка входит слово «мы». Игрушки и личные вещи становятся инструментами, связующими это общение. К малышу приходит осознание, что делиться — это располагать к себе людей, а жадничать — значит, настраивать их против себя.
Поэтому ругать малыша в этом возрасте за жадность не следует. Нужно прививать ему радостное чувство общности с остальным миром, помочь впервые испытать радость от дарения, от бескорыстного совместного «труда» по строительству «домика» из песка, научиться получать удовольствие от счастливой улыбки других. Так закладываются основы великодушия.
2. В возрасте 5−7 лет жадность — это свидетельство внутренних проблем. Родителям следует проанализировать свои методы воспитания.
Специалисты выделяют несколько основных причин жадности в дошкольном возрасте (да и более поздних периодах):
- Ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла.
- Малыш живёт в неполной семье и, тоскуя по общению с папой, воспринимает его подарки как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным следствием ситуации.
- Ревность к братьям (сестричкам), чаще всего — к младшим. Если им достаётся больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессивности по отношению к брату (сестре).
- Жизнь в бедности, когда игрушка — роскошь для ребенка, и он боится, что в чужих руках она будет сломана, испорчена, да и замечает, насколько лучше снабжены всем необходимым другие дети (современные игры, спортивный инвентарь, поездки с родителями в детские развлекательные центры
и т. д. ). - Застенчивость, нерешительность ребёнка, когда единственные «друзья» скованного, болезненного малыша — его игрушки. Поэтому и делиться ими он, конечно, не хочет.
- Излишняя бережливость матери и отца, скупость и строгая отчетность в доме за каждую вещь. Понятно, что малыш настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет их трогать.
Рекомендации родителям:
1. Не укоряйте и не ругайте маленького «жадину» — устраняйте причины, которые ведут к укоренению это патологического качества. Проанализируйте уклад семьи, своё отношение к вещам, какое место они занимают в вашем психологическом пространстве. Не храните ли вы столетний хлам в бабушкиных сундуках, не трясётесь ли над каждой вещью в доме, дорожа ими больше, чем близкими людьми.
2. Четко отделяйте жадность ребенка от его нормального естественного желания — защитить свою территорию, отстоять свои права или свою индивидуальность. Нельзя отнять у своего малыша игрушку и дать ее хнычущему карапузу из песочницы против воли своего ребенка. Ребенком это приравнивается к предательству. Нужно объяснить ему, почему важно делиться, и сделать так, чтобы малыш сам этого захотел.
3. Формируйте у ребенка широту души собственным примером: помогайте тем, кто нуждается в помощи, кормите брошенных животных в питомниках, делитесь со своим малышом всем — кусочком торта, мыслями, домашними заботами и отдыхом.
4. Не вешайте на кроху ярлык «жадина» и не перегибайте палку в демонстрации своего неприятия этого чувства: «ты — жадина, и мама с тобой дружить не будет». Это откровенная манипуляция. Малыш в такой ситуации готов на что угодно, лишь бы мама с ним «дружила».
5. Не стыдите ребенка при окружающих: «Все будут думать, что ты — жадина, ф-фу!» Так вы воспитаете человека, который будет зависеть от мнения посторонних людей. Зачем ребенку ломать голову, что о нем подумают окружающие? Ребенок должен думать о том, чтобы перед самим собой оставаться честным, добрым и отзывчивым.
6. Заранее готовьте ребенка перед прогулкой или походом в гости, что «там будут детишки». Возьмите с собой игрушки, которыми ему не жалко поделиться.
7. Хвалите ребенка за доброту. Пусть он запомнит, что мама радуется, когда он с кем-то делится игрушками или когда помогает посторонним детям и взрослым.
Хороший родитель — он и хороший учитель жизни для своих детей. Если вы всё делаете правильно, жадность пройдет сама.
георгий рудик, Годунов строил крепости по границам и прочие проекты начинал. Можно узнать подробнее.