Во-первых, является ли она конструктивной (т.е. сотрудник действительно виноват). Во-вторых, от манеры руководителя критиковать (эмоциональная реакция, используемая лексика, делает ли он это за закрытой дверью, или прилюдно, чтоб «нагнать страху» на остальных). В-третьих, от типологических свойств критикуемого.
Человек с рабским мышлением, привыкший к «розгам», склонит голову ещё ниже и побежит исправлять «огрехи». Сильная личность почувствует гнев, может и возразить при случае, не боясь последующих «санкций». Это связано с тем, что одним людям критика помогает повысить эффективность, а другим лишь тормозит личностное развитие.
Критика может быть эмоциональной,
Из потока такой критики трудно сделать конструктивные выводы, так как она эмоционально перегружена и противоречива (то руководителю не нравится, что вы медленно работаете, то его бесит ваша поспешность), либо содержит одни придирки (не нравится ваш голос, цвет колготок, бумаги на вашем столе лежат не под тем углом). Эмоциональная критика обычно преподносится на публику, по разным поводам, с гендерным высокомерием, пустым самодовольством и явным наслаждением со стороны критикана.
Что делать? Понимать, что с вашим шефом-деревенщиной ни в коем случае нельзя вести разговоры о личной жизни, распространяться о семье
Профессиональная критика содержит указания на конкретные промахи и их последствия для фирмы или другого учреждения. Она всегда аргументирована (есть доказательства вашей вины), высказывается наедине. Руководитель, критикующий вас профессионально, понимает, что «не ошибается тот, кто ничего не делает», а потому ваши знания, умения и навыки его устраивают, следует подкорректировать лишь их некоторые нюансы.
Что делать? Категорически нельзя отмалчиваться, «зарывать голову в песок», делать вид, что «всё в целом хорошо». Так как в случае недовольного молчания, обиженного сопения или заметания следов доверие руководителя к вам уменьшится. Признайте свою вину.
Также не рекомендуется перекладывать ответственность на других. Да, иногда наша работа страдает от неорганизованности коллег, но если мы будем постоянно на них жаловаться, отношение к нам постепенно будет ухудшаться.
Если вы совершили оплошность в каком-либо деле, в следующий раз сделайте аналогичное задание на все 100%. Дома, в спокойной обстановке, проведите работу над ошибками — найдите действительную причину вашего промаха. Тогда он больше не повторится.
Правильная реакция на деловую, справедливую критику должна быть следующей:
- спокойно выслушать критику;
- уточнить ее суть (выяснить, что конкретно не нравится собеседнику);
- согласиться с критикой (это нейтрализует уже возникшую напряженность, да и показывает вашу заинтересованность в исправлении своих ошибок);
- в случае частичного несогласия с критикой нужно принять только то, что является правдой;
- приступить к исправлению немедленно.
Если вы совершили оплошность, но в целом являетесь хорошим работником, то не нужно драматизировать ситуацию и бежать в отдел кадров с бегло нацарапанным заявлением об увольнении. Жизнь не заканчивается после каждого замечания или даже служебного взыскания. Идите и работайте!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...