Противоположностью лицемерия являются: искренность, открытость, честность, прямолинейность. Носители этих качеств неприятные вещи говорят в глаза, своих намерений не скрывают, за спиной не злословят.
Лицемерие — это вполне естественная модель поведения, используемая слабыми людьми в угрожающих ситуациях или при невозможности получить желаемое прямым путём.
Признаки лицемера:
- Постоянно критикует людей (сильных — за спиной, слабых — назидательно, в глаза, особенно в присутствии начальства).
- Сплетничает и злословит, особенно если замечает, что собеседник заинтересовался, но никогда не демонстрирует искреннего восхищения людьми, которых нет рядом.
- Презирает простых людей, пытается демонстрировать перед ними высокомерие, но очень почтительно, с восхищением, относится к начальству и богатым.
- Никогда не придет на помощь тому, кто ниже его по статусу. Но если что-то случилось у известной личности и он может получить определённую выгоду, то бежит со всех ног, изображая на лице озабоченность и рвение (а потом будет регулярно об этом напоминать).
- Применяет притворную (и часто неуместную) лесть, чтобы втереться в доверие.
- Много обещает. Предлагает помощь, когда точно уверен, что от неё откажутся. Если кто-то всё же просит помочь, у лицемера обязательно находятся срочные дела.
- Превозносит свою полезность и незаменимость, любит рассказывать о совершённых им добрых поступках.
- Часто обманывает, даже когда это не имеет смысла. И даже понимание, что окружающие знают правду, не вызывает у него чувства неловкости.
- Обожает чужие секреты. Свободно выдаёт их, не испытывая угрызений совести или чувства стыда.
- Разным собеседникам рассказывает различные версии одной и той же истории. Часто интерпретации бывают противоположными. Так он «стравливает» двух знакомых, сохраняя хорошие отношения с обоими.
Причины лицемерия:
1. Жестокие родители. Они наказывали за малейшую провинность. Поэтому лицемер с детства начинает учиться притворству, изображает рабское послушание, слушает замечания, склонив голову. По мере взросления лицемерие укореняется как доминирующий стереотип поведения. Человек понимает, что двуличность — отличная защита от конфликтов и наказаний.
2. Принцип наименьшего сопротивления. Говорить правду порой дискомфортно и страшно. Лицемерие позволяет в любой ситуации избегать тревоги и напряжения, а также выглядеть милым, добрым, удобным для начальства без лишних усилий.
3. Следование социальным нормам. Люди начинают лицемерить, соблюдая правила социума, в котором живут. Порой даже элементарная вежливость является разновидностью лицемерия (если приходится быть вежливым с врагом, подонком, с тем, кто на самом деле достоин лишь презрения).
4. Нежелание обидеть другого. Если бы мы всегда искренне комментировали всё, что видим, сохранять хорошие отношения с близкими людьми и друзьями было бы невозможно.
5. Корыстные мотивы. В каждой ситуации лицемер стремится подобрать наилучшую маску. Перед начальником он пресмыкается, но когда тот отсутствует, критикует и высмеивает его в общении с коллегами. А если уж начальник уволен, то грязные подробности так и сыплются из уст ещё вчера поддакивающего подхалима.
Общение с лицемером:
- С подобными людьми лучше не сближаться. Если же это кто-то из вашей компании, ведите себя максимально непринужденно. Демонстрируйте чувство юмора и здоровую самокритику — это позволит сохранить хорошие, но нейтральные отношения, и не стать объектом сплетен.
- Если же вы видите, что человек меняет поведение, чтобы втереться к вам в доверие — будьте с ним осторожнее. Не доверяйте ему секретов, старайтесь говорить только на «безопасные» темы.
Если вы знаете за собой такой «грешок», то научитесь:
- выявлять собственную ложь на работе и в личной жизни;
- эффективно разрешать конфликты;
- сохранять невозмутимость в сложных ситуациях;
- замечать признаки обмана в ходе диалогов;
- управлять своими эмоциями;
- повысить уверенность в себе;
- наладить гармоничные отношения в семье и с друзьями.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...