Здесь важно различать подлость и предательство. Последнее основывается на человеческом эгоизме — кто-то настолько стремится к личному выживанию, комфорту и благополучию, что готов ущемлять интересы порой самых близких людей. Но при этом другой человек не является мишенью действий предающего. Мотив — лишь собственная выгода в многообразии ее форм.
Конечно, это низко, отвратительно. Но вполне объяснимо: украл последний кусок хлеба, чтобы съесть самому и не умереть с голоду. А тот, у кого украли — умер. Побоялся открыто выступить на собрании в поддержку друга-товарища-соратника: испугался остракизма, промолчал. А того уволили-исключили-лишили. Это из трусости, но не с целью «утопить» вчерашнего коллегу.
Конечно, очень болезненно, а то и губительно для пострадавшей стороны, но снова-таки повторюсь: в этом деянии нет умысла причинить прямой вред другому существу — только желание личной выгоды, удовольствия, комфорта и пр.
Подлость — гораздо страшнее. В ней как раз прослеживается умысел по отношению конкретно к вам. И беда, если у вас низкая стрессоустойчивость, избыточная ранимость, нежное и трепетное отношение к себе, любимому. Очень уж мы не готовы к тому, что люди могут сознательно желать нам боли, гибели, полного уничтожения нашей личности, а не просто быть черствыми, туповато-равнодушными и меркантильными.
Человек по своей природе не рождается подлецом — таковым он становится вследствие многих факторов: уровня нравственности эпохи, стиля воспитания, влияния значимых людей, окружающих его в юности, а также личного опыта столкновения со злой волей, направленной против него самого. Будучи обиженным, чудовищно и незаслуженно оболганным кем-либо из близкого окружения, он сам становится подлецом.
Мораль подлеца заключается не в отсутствии у него общепринятых моральных норм, а в создании своего, искаженного «внутреннего кодекса». В понимании подлеца поступки, приносящие окружающим боль и лишения, являются чем-то приемлемым, обыденным. Однако при уличении в содеянном такие люди обычно все отрицают. Боятся наказания.
Большинство подлецов — слабые люди, использующие низкие поступки в качестве защиты и инструмента, помогающего самоутверждаться за счет страданий других. Они не чувствуют угрызений совести, вытягивая из человека все, что необходимо им для достижения их целей, и бросая его потом на произвол судьбы, а то и потешаясь открыто над его доверчивостью.
Слежка за удачливым коллегой, создание для него ситуации неуспеха, провала, «потери лица», ядовитые сплетни, «подсиживания» (а ведь ошибается каждый, особенно в начале карьеры), намеренное создание помех в работе/учёбе… Всего не перечислишь.
Первая реакция жертвы — шок: «Как?», «За что?»… Поиск ответов на эти вопросы… Когда лицо горит от стыда, а все вокруг перешептываются и насмешливо-ядовиты. Люди любят наблюдать чужой позор.
Что делать немедленно?
1. Никаких философских вопросов, интеллигентского возмущения. Включающиеся в сознании привычные формы реагирования (стыд, растерянность, обида) закрывают человека от реальности, которая демонстрирует только одно: «это уже случилось». А любимые нами «вечные» вопросы, унаследованные от русских классиков, парализуют волю, расшатывают изнутри, требуя ответов и заставляя думать, что вы обязаны их найти.
2. Принять реальность. «Ага, понятно. Значит, Некто (можно внутри себя называть его по имени, можно быстро придумать унизительную кличку) — редкая тварь. Ладно, Земля круглая… посмотрим». Уже легче. Точки расставлены. И не надо пытаться запихнуть злой поступок в понятные лично для вас рамки. Навесив ярлык на негодяя и его деяние, мы частично успокаиваемся и получаем приток сил.
3. «Что будет после?» Остаёмся наедине с собой. Задействуем «парадоксальное прогнозирование». Что самое страшное может произойти завтра, когда я выйду на работу? Или уволюсь? Или уеду в отпуск?
Ты берешь главный страх конкретной ситуации и отвечаешь себе на вопрос: что ты будешь с этим делать, если все-таки оно произойдет? Например, заходишь в офис — а все смеются (вспоминают вчерашнее). Или подлец придумал новую забаву. Спокойно вырабатываешь план действий. Как правило, существует более двух вариантов. Если хорошо подумать.
Можно и не отреагировать сразу. Дать всем успокоиться. Люди быстро переключаются на новые впечатления. А потом нанести внезапный удар в самое больное место подлеца. Это не месть, нет — скорее, превенция новых злых поступков.
Можно рассказать о подлости этого человека тем людям, которые для него значимы, авторитетны — в ключе своего презрения к нему, брезгливости и недопустимости пускать такое «падшее существо» в круг нормальных людей.
Главное — не демонстрировать неутихшей обиды. А если вы сильны — принимать это как жизненный урок, суровый, вероятно, вовремя вам преподанный, во благо. Для дальнейшего укрепления вашей личности и её границ.
Подлость это страшная вещь. В 13 году со мною так подло поступила коллега, что я года 2 отойти не могла от этого. Честно скажу для меня это была трагедия.Самое страшное было, что она работала со мной рука об рурку много лет мы с шефом помогли ей сделать хорошую карьеру. И после это другой человек, она не видела меня, ни здравствуйте, ни до свидания. Я была пустым местом. В общем её отношение меня " убивало",но не убило. Я ушла сама. Кстати и работу нашла лучше. Потом все потихоньку сошло на нет. А вот кто не верит, что бумеранг жесток, тот ошибается. Она получила от жизни удар, который не ожидала никогда. И вот уже 2 года, как её "убивают". У меня попросила прощения и я простила. Не было в душе моей ни злобы, ни чувства мести. Только горькая обида. Но я простила и мне её жалко.
1 Ответить
Дело не столько в подлецах , сколько в их , удручающе растущем ,поголовье. Поступок , за который прежде себе пускали пулю в лоб , теперь воспринимается , как проявление ума и сообразительности.
1 Ответить
Действительно, земля круглая), так что подлецы и негодяи рано или поздно ответят за всё содеянное. Уверена )
Оценка статьи: 5
1 Ответить